Начал писать ром. в 1928 г. Первонач. назывался «Копыто инженера» («инженером» именовался иностранец Воланд, прибывший в Мск). В нач.1930 г. Б. сжег рукопись, от к-й сохр-сь остатки черновых тетрадей. В 1932 возобновл. работу, одним из толчков к тому была встреча с Еленой Сергеевной Шиловской, прототипом Маргариты. Летом 1938 была готова машинопись «М. и М.». Весной 1939 г. написан эпилог.
В тексте романа четко просматриваются три сюжетных линии, каждая из которых имеет свой круг персонажей:
1. Эпические Ершалоимские главы. Написаны высоким стилем.
2. Сатирическая линия. Москва 30-х годов. Канцеляризмы, Варенуха, Лиходеев и др. Мир вокруг ужасен, алогичен, раздроблен настолько, что даже сам князь тьмы становится носителем справедливости. Московский мир – это абсолютное воплощение той дьяволиады, которую наблюдал Булгаков. Москва – это мир перевернутх понятий. Наиболее последовательным проповедником этого мира является Берлиоз. В этом мире, Мастер безумец, место которого в психушке. В Москве происходит ежедневное распятие Христа.
|
|
3. Мастер и Маргарита. Мастер связан с миром и людьми только узами любви и взаимопонимания с Маргаритой и др. В этом смысле Булгаков объединяет Иешуа и Мастера, как людей кроме любви ничем не связанных с людьми.
Сюж. линия московской жизни 30-х гг перебивается евангельскими главами. Связующее звено м/у ними — Воланд как неизменный свидетель всего, что происходит на Земле, и Мастер, написавший роман о Пилате.
Евангельские главы являются смысловым ключом ко всему повествованию в целом. Прокуратору Иудеи Понтию Пилату приводят на допрос молодого ч-ка лет 27 — Иешуа Га-Ноцри, к-й публично излагает свое учение. Краткая суть его учения сост. в том, что оно утверждает реальность добра. Иешуа даже к Пилату обращается со словами: «Добрый человек...» Но Пилат не ощущает себя добрым и не хочет им быть. Центурион Марк Крысобой по приказу прокуратора сбивает философа ударом бича с ног: прокуратора можно называть только «игемон». Тем не менее для Иешуа все люди добрые. «Злых людей нет на свете».
Тема суда и возмездия здесь связ. с появлением Воланда и его свиты. Воланд — специалист по черной магии, то есть по злу,— наказывает людей, творящих это зло. Берлиозу отрезает голову трамвай. Иван Бездомный попадает в псих. клинику. Степу Лиходеева вышвыривают из собств. квартиры. Финдиректора Римского превращают в жалкого запуганного старика. Буфетчику, торгующему «осетриной второй свежести», назначено умереть от рака. Воланд просвечивает челов-во, словно рентгеном, раскрывая всю глубину и размеры живущего в нем зла. Особ. выразительно это показано на балу, где нескончаемой чередой проходят «короли, герцоги, кавалеры, самоубийцы, отравительницы, висельники и сводницы тюремщики и шулера, палачи, доносчики, изменники, безумцы, сыщики, растлители».
|
|
В аспекте Добра и Зла история не имеет развития, и Воланд смотрит на людей с брезгливой жалостью. Они такие же, как и сотни лет назад. Сцена в варьете, где посетители жадно бросаются на дармовые подарки и деньги, еще больше подчеркив. неизменность и низменность челов. натуры. И когда все эти люди оказываются голыми (они чудом лишаются нахватанного), возникает ситуация стыда и суда, отсылающая все к тому же Апокалипсису, где обещано их судить «сообразно с делами».