Мировой рынок является составной частью всемирного хозяйства, представляющая сферу спроса и предложения, а также коммерческого обмена товаров и услуг; система устойчивых товарно-денежных отношений между государствами, предпринимателями, коммерческими организациями, фирмами разных государств, связанными между собой участием в международном разделении труда.
В условиях глобализации, расширения и углубления мировых хозяйственных связей товарные рынки утрачивают национальные и территориальные границы, превращаясь в мировые товарные рынки, на которые выступают торговцы всех стран.
Деятельность мировых рынков товаров и услуг регулируется международными товарными соглашениями. На каждом товарном рынке складываются свои центры торговли - "основные рынки", цены которых признаются базисными в торговле соответствующими товарами.
По способу организации торговли различают особые виды рынков: товарные биржи, аукционы, торги, международные выставки и ярмарки.
Международные экономические отношения принимают следующие формы:
|
|
- внешняя (международная) торговля
- международные валютно-кредитные отношения
- мировая финансовая система
- движение капиталов и инвестиций
- миграция рабочей силы
- межстрановая кооперация производства
- международный обмен в области науки и техники
- участие в работе международных экономических организаций
Субъекты международных хозяйственных отношений
- хозяйствующие субъекты отдельных стран (предприятия, организации, предприниматели)
- внешнеэкономические организации отдельных государств
- международные экономические организации
- транснациональные и межнациональные компании
Международный маркетинг - комплекс мероприятий за пределами страны в области исследования торгово-сбытовой деятельности предприятия и изучения всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю.
Комплекс международного маркетинга состоит из 2-х групп:
1) Внешняя группа (неконтролируемые, экзогенные элементы).
- Окружение;
- Институциональные факторы;
- Конкуренция;
- Правовая система
2) Внутренняя группа (контролируемые, эндогенные элементы).
- Товар;
- Цена;
- Продвижение товара;
- Мотивация выхода компаний на международный рынок;
- Стремление полностью использовать имеющиеся производственные мощности;
- Ощущение (ожидание) низкого экономического роста в отечестве;
- Возможность улучшить свое финансовое положение за счёт высокой эффективности экспорта;
- Стремление к приобретению позитивного имиджа как компании-экспортера;
- Обеспечение конкурентного преимущества в отечестве за счёт приобретения международного маркетингового опыта и международного бенчмаркинга;
- Возможность получения иностранной твердой валюты;
- Заимствование за рубежом ценного производственного опыта.
Методы выхода на внешний рынок
|
|
Экспорт - рынок путем отправки продукции и продажи её с помощью посредников международного рынка (косвенный экспорт) или с помощью собственного подразделения, филиала и торговых представителей или агентов компании (прямой экспорт)
Совместная предпринимательская деятельность - путем объединения с иностранными компаниями с целью производства или сбыта товаров или услуг.
Лицензирование - компания вступает в соглашение с лицензиатом на зарубежном рынке, предоставляя ему право на использование технологии производства, торговой марки, патента или чего-либо другого за соответствующее вознаграждение или лицензионную плату.
Подрядное производство - совместное предприятие, в котором компания заключают контракт на выпуск продукции с предприятиями на зарубежном рынке
Управление по контракту - совместное предприятие, в котором местная компания предоставляет зарубежной ноу-хау по менеджменту, зарубежная компания, в свою очередь, предоставляет капитал. таким образом, местная компания экспортирует не продукцию, а услуги менеджмента.
Совместное владение - совместное предприятие, в котором компания объединяется с инвесторами на зарубежном рынке с целью создания местного предприятия. компания является совладельцем этого предприятия и принимает участие в управлении им.
Прямое инвестирование - путем создания сборочных или производственных предприятий за рубежом.
Мотивы функционирования международного рынка:
- насыщение внутреннего (домашнего) рынка;
- дефицит платежного баланса страны и правительственная поддержка экспортной и транснациональной деятельности;
- необходимость освоения новых рынков.
Основные этапы интернационализации бизнеса и соответствующие типы компаний:
- экспортер;
- международная деятельность;
- мультинациональная деятельность;
- глобальная деятельность.