Классификация и уровни товара

Классификация товара выполняется по следующим основным признакам:

  • Ценность для потребителя;
  • Длительность пользования;
  • Товары широкого потребления;
  • Товары промышленного назначения.

Классификация товаров по признаку ценности для потребителя рассматривает три уровня восприятия товара потребителем: 1) сущность товара; 2) фактический товар; 3) добавленный товар. В теории Ф. Котлера это отражено в следующей трехуровневой структуре (рис. 6.1).

Рис. 6.1 Трехуровневая структура товара

I уровень отражает сущность товара, а именно основную выгоду, которую получает потребитель, приобретая его (“Товар по замыслу”).

II уровень товара представляет совокупность его свойств. “Товар в реальном исполнении” имеет следующие характеристики: уровень качества, набор эксплуатационных свойств, специфическое оформление, марочное название, специфическая упаковка.

III уровень “Товар с подкреплением” дополнительный услуги и выгоды, которые могут быть предложены потребителям помимо основного товара. Это может быть пред- и послепродажное обслуживание, гарантийные обязательства, поставки и кредитование и т.д.

Классификация товаров по длительности пользования:

  • Товары длительного пользования - материальные изделия многократного использования.
  • Товары кратковременного пользования - материальные изделия, полностью потребляемые за один цикл использования
  • Услуги - объекты продажи в виде действий, производство и потребление которых происходит в одно время.

Классификация товаров широкого потребления ( в зависимости от характера покупательского поведения потребителей):

  • Товары повседневного спроса - приобретаются часто, без раздумий. Разновидности:
    • основные товары
    • товары импульсной покупки
    • товары для экстремальных случаев
  • Товары предварительного выбора - сравниваются между собой по пригодности, качеству, цене (например, одежда, бытовая техника). Выбор между схожими (несхожими) зависит от приоритета потребителей:
    • схожие
    • несхожие.
  • Товары особого спроса - товары с уникальными характеристиками, на приобретение которых потребители готовы затратить дополнительные усилия (например, марки дорогих модных товаров, автомобили престижных марок)
  • Товары пассивного спроса - товары, которые потребитель не знает или, зная, не задумывается об их покупке, требует интенсификации коммерческих усилий (например, кладбищенские участки, страховые полисы (страхование), энциклопедии).

Классификация товаров промышленного назначения рассматривает следующие товарные группы:

  • Материалы и детали: сырье, полуфабрикаты;
  • Капитальное имущество: стационарные сооружения, вспомогательное оборудование;
  • Вспомогательные материалы и услуги: объекты, которые могут не присутствовать в готовом изделии, предназначены для технического обслуживания и ремонта, деловые услуги.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: