Классификация товара выполняется по следующим основным признакам:
- Ценность для потребителя;
- Длительность пользования;
- Товары широкого потребления;
- Товары промышленного назначения.
Классификация товаров по признаку ценности для потребителя рассматривает три уровня восприятия товара потребителем: 1) сущность товара; 2) фактический товар; 3) добавленный товар. В теории Ф. Котлера это отражено в следующей трехуровневой структуре (рис. 6.1).
Рис. 6.1 Трехуровневая структура товара
I уровень отражает сущность товара, а именно основную выгоду, которую получает потребитель, приобретая его (“Товар по замыслу”).
II уровень товара представляет совокупность его свойств. “Товар в реальном исполнении” имеет следующие характеристики: уровень качества, набор эксплуатационных свойств, специфическое оформление, марочное название, специфическая упаковка.
III уровень “Товар с подкреплением” дополнительный услуги и выгоды, которые могут быть предложены потребителям помимо основного товара. Это может быть пред- и послепродажное обслуживание, гарантийные обязательства, поставки и кредитование и т.д.
Классификация товаров по длительности пользования:
- Товары длительного пользования - материальные изделия многократного использования.
- Товары кратковременного пользования - материальные изделия, полностью потребляемые за один цикл использования
- Услуги - объекты продажи в виде действий, производство и потребление которых происходит в одно время.
Классификация товаров широкого потребления ( в зависимости от характера покупательского поведения потребителей):
- Товары повседневного спроса - приобретаются часто, без раздумий. Разновидности:
- основные товары
- товары импульсной покупки
- товары для экстремальных случаев
- Товары предварительного выбора - сравниваются между собой по пригодности, качеству, цене (например, одежда, бытовая техника). Выбор между схожими (несхожими) зависит от приоритета потребителей:
- схожие
- несхожие.
- Товары особого спроса - товары с уникальными характеристиками, на приобретение которых потребители готовы затратить дополнительные усилия (например, марки дорогих модных товаров, автомобили престижных марок)
- Товары пассивного спроса - товары, которые потребитель не знает или, зная, не задумывается об их покупке, требует интенсификации коммерческих усилий (например, кладбищенские участки, страховые полисы (страхование), энциклопедии).
Классификация товаров промышленного назначения рассматривает следующие товарные группы:
- Материалы и детали: сырье, полуфабрикаты;
- Капитальное имущество: стационарные сооружения, вспомогательное оборудование;
- Вспомогательные материалы и услуги: объекты, которые могут не присутствовать в готовом изделии, предназначены для технического обслуживания и ремонта, деловые услуги.