Факторы, влияющие на уровень цен

Цена является важнейшим элементом комплекса маркетинга.

Цена - это определенная сумма денег, которая обменивается на товар или услугу.

Ценообразование рассматривается как процесс установления цены на конкретный товар.

В условиях рынка цена возникает в результате взаимного давления двух основных ценообразующих факторов - спроса и предложения, которые, в свою очередь, формируются под воздействием различных конъюнктурообразующих факторов (рис. 1).

Рисунок 1. Факторы, влияющие на уровень цен

Как видно из рис. 1, цена как категория рыночного хозяйства зависит от рыночной конъюнктуры и одновременно сама оказывает влияние на формирование экономической конъюнктуры.

Факторы, влияющие на уровень цен, имеют неодинаковую силу воздействия. Различие ценообразующих факторов по силе воздействия:

  • Факторы первого порядка основополагающие: цена производства, соотношение спроса и предложения, состояние денежной сферы, административное регулирование цен.
  • Факторы второго порядка: величины издержек производства и средней прибыли, абсолютная и относительная динамика спроса и предложения, покупательская способность денег, курсы валют.
  • Факторы третьего порядка: монополистическое регулирование цены, франкирование цены.

Помимо различного влияния ценообразующих факторов, необходимо учитывать также особенности в движении цен на отдельные товарные группы: сырье и промышленную продукцию, орудия производства и средства потребления, высоко- и маломонополизированные товары, новые товары и давно выпускаемые. В движении цен на сырье и готовую продукцию проявляются следующие особенности: для сырья характерны более резкие колебания цен в условиях меняющейся экономической конъюнктуры, чем для готовой продукции: чем б о льшая стоимость прибавляется к стоимости сырья в процессе производства готового изделия, тем в меньшей степени цена последнего подвержена колебаниям при изменении цены на сырье.

Особенности влияния на уровень цен основных ценообразующих факторов приведены в таблице1.

Таблица 1

Особенности влияния на уровень цен основных ценообразующих факторов

Ценообразующие факторы Особенности влияния
Цена производства
  • Динамика цен определяется динамикой объёмов производства
  • Замедленное повышение цен на товары в отраслях с более быстрым ростом производительности труда и наоборот
  • Ярко выраженное падение цен на отдельные товары, являющиеся продукцией новых отраслей, в результате роста производительности труда
Механизм распределения доходов
  • Различная структура себестоимости
  • Дифференциация доходов по отраслям, по рынкам
Состояние денежной сферы
  • Покупательская способность национальной валюты на внутреннем рынке
  • Соотношение валютных курсов

Различают два вида административного государственного регулирования цен: прямое и опосредованное. Прямое регулирование - непосредственное установление нижней и верхней границ цен на важнейшие товары, которые формируют расходы на производство других видов товаров, например, на топливо, сырье, продукцию тяжелой промышленности и т.д.

Цена Фиксированная - цена на товар, установленная со стороны государства.

Таким образом, в условиях рыночной экономики цена выполняет следующие основные функции:

1. Стимулирующая функция

2. Распределительная функция

3. Функция как критерий рационального размещения производства

4. Функция сбалансирования спроса и предложения

5. Функция учёта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: