Торговля и интересы потребителей
Модель спроса и предложения позволяет показать, что хотя свободная торговля является взаимовыгодной для стран в целом, однако внутри этих стран одни группы населения выигрывают, а другие проигрывают.Таким образом, в результате развития международной торговли потребители в стране-импортере выигрывают, поскольку имеют возможность покупать больше необходимого им продукта по более низкой цене. С другой стороны, в стране-экспортере потребители проигрывают, так как в результате роста цены вынуждены сокращать объём закупок.
Торговля и интересы производителей
До установления внешнеторговых отношений производители в обеих странах получали выигрыш от продажи зерна - так называемый излишек производителя, представляющий собой разность между выручкой от продажи продукта по рыночной цене и суммой, которую бы они выручили при продаже по минимально возможной цене (площадь под кривой предложения). Таким образом, в результате развития международной торговли производители в импортозамещающих отраслях проигрывают, поскольку конкуренция со стороны более эффективных иностранных производителей вынуждает их снижать цены и сокращать объёмы производства. С другой стороны, производители в экспортных отраслях выигрывают, так как, выходя на мировой рынок, они получают возможность расширить производство и продавать продукцию по более высоким ценам.
Чистый выигрыш от международной торговли страны в целом
Зная влияние международной торговли на интересы потребителей и производителей можно оценить изменение благосостояния в стране-экспортере и стране-импортере в целом.
Рассмотрение рыночного равновесия с использованием модели “спрос-предложение” позволяет сделать вывод о том, что развитие международной торговли дает выигрыш всем странам. Однако если в стране-импортере этот чистый выигрыш возникает в результате того, что выгоды потребителей намного превосходят потери производителей продукции, конкурирующей с импортом, то в стране-экспортере, наоборот, общий прирост благосостояния обеспечивается за счёт большого выигрыша производителей, хотя потребители несут потери. Этот вывод принципиально важен для объяснения причин государственного вмешательства в сферу внешней торговли.