Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Исторический факультет
Английские просветители о революциях
Доклад студентки III курса группы
Кирилиной Анны
Руководитель семинара: к. и. н. Лазарева А. В.
Москва, 2012
План доклада:
1)Введение________________________________________________________3
2)Обзор источников________________________________________________5
3)Обзор литературы________________________________________________8
4)Теория «сопротивления» и отношение к ней Дж. Пристли и Э. Бёрка____10
5)Дж. Пристли и Э. Бёрк о революциях_______________________________13
-Славная революция глазами Дж. Пристли и Э. Бёрка
-Имеет ли общество право разрушать веками существующий государственный строй?
-Французская революция глазами Дж. Пристли и Э. Бёрка
6)Заключение____________________________________________________24
7)Использованные источники и литература___________________________25
Введение
При слове «Просвещение» на ум чаще всего приходят имена великих французских мыслителей XVIII в. – таких как Вольтер, Дидро, Руссо… Но Франция была отнюдь не единственной страной, затронутой этим интеллектуальным движением. Не менее значимый вклад сделала в него и Англия.
|
|
Именно эта страна стала родиной так называемой теории «сопротивления» - теории о праве общества бороться с правителем-тираном. А вместе с этой теорией английские мыслители часто затрагивали и вопрос о революции – имеет ли общество право прибегать к этом средству борьбы с тиранией?
Данные темы длительное время занимали умы англичан, а в конце XVIII в. в связи с революцией во Франции возник новый всплеск интереса к ним. В начавшихся диспутах о Французской революции и о революциях в целом одной из наиболее ярких фигур стал английский парламентарий Эдмунд Бёрк. Его работа «Размышления о революции во Франции» вызвала широкий общественные диссонанс, поскольку в ней Э. Бёрк «…подверг критике распространенное тогда в Англии мнение о благотворном влиянии революционных потрясений на французское общество и предсказал, что дальнейшие их последствия, в т.ч. для других народов, будут более чем пагубными…»[1]. Реакция на «Размышления о революции во Франции» последовала практически сразу же. Буквально через несколько месяцев священник Джозеф Пристли издал свои «Письма достопочтенному Эдмунду Берку», в которых яростно критиковал позицию своего оппонента.
Поскольку Э. Бёрк и Дж. Пристли, в отличие от просветителей более раннего периода, имели возможность осмысливать и оценивать не только революции прошлого, но и выпавшие на их век революции в Америке и во Франции, то именно их полемика и взгляды на революции были выбраны в данной работе в качестве объекта изучения.
|
|
Основная цель работы при этом – сопоставить точки зрения Э. Бёрк и Дж. Пристли на прошедшие революции и выяснить, почему они были именно такими. И для ее достижения следует внимательно рассмотреть Славную революцию 1688 г. и Французскую революцию, поскольку именно вокруг этих двух революций развивалась дискуссия между Э. Бёрком и Дж. Пристли. По мере сил и возможностей автора это будет проделано далее.