Воспитание нетерпимого отношения к алкоголю и табачному дыму должно начинаться в школьные годы. Статистика свидетельствует, что свыше 80 % взрослых людей начали курить и употреблять алкоголь в детском и подростковом возрасте. Но в то же время детей легче убедить во вредном действии курения и алкоголя.
В борьбе с вредными привычками детей и подростков принимают участие педагогические коллективы, общественные организации, юристы и работники милиции, врачи, тренеры. Чтобы действовать согласованно и целенаправленно, нужно четко представлять задачи, принципы, формы и методы антиникотинового и антиалкогольного воспитания.
Основные задачи: 1. Дать учащимся научные знания об отравляющем влиянии на организм алкогольных напитков и табачного дыма, об их вреде для личности и общества.
2. Формировать у учащихся психологическую сопротивляемость дурным примерам, своевременно выявлять и предупреждать первые попытки курения и приема алкоголя. Опровергать ложные представления и доводы отдельных учащихся и взрослых о якобы полезных для организма качествах табачного дыма и алкогольных напитков.
Создавать в семье и коллективе учащихся нетерпимое отношение к курению и пьянству, а также к ритуалам, связанным с курением и пьянством.
3. Преодолевать сложившиеся вредные привычки у отдельных учеников, убеждать их в возможности и необходимости навсегда прекратить курение и употребление спиртных напитков, нейтрализовать их вредное влияние на учащихся.
4. Добиваться единства и тесной связи антиникотинового и антиалкогольного воспитания с нравственным и физическим воспитанием учащихся, прививать учащимся навыки научной организации труда, личной и общественной гигиены, развивать здоровые интересы и увлечения, умение культурно отдыхать.
5. Разъяснять родителям их обязанности, напоминать об их ответственности перед обществом за поведение своих детей, за их антисоциальные действия, мобилизовать родителей для активного совместного участия в реализации постановлений ЦК КПСС и Советского правительства, направленных на воспитание молодежи в духе коммунистической морали.
Для решения этих сложных задач используют индивидуальные и коллективные формы работы с учащимися. Воспитание должно основываться на следующих дидактических принципах: доступности, последовательности, наглядности, научности, активности учащихся и принципе развивающего обучения. При этом необходимо:
1) обеспечить единство требований в семье и школе;
2) обеспечить систематичность в работе всего педагогического коллектива, целенаправленность воздействия в процессе преподавания разных дисциплин;
3) использовать научное доказательство вредности курения и употребления спиртных напитков, раскрывать их последствия;
4) проявлять педагогический такт в профилактической работе с учащимися и родителями;
5) использовать индивидуальный подход к учащимся с учетом их возраста, пола, особенностей высшей нервной деятельности;
6) применять разнообразные формы и методы учебно-воспитательного воздействия.
Методы антиникотинового и антиалкогольного воспитания в школе делятся на основные и вспомогательные. Основные методы: изложение научных данных, фактов и точки зрения учителя в процессе беседы (индивидуальной, коллективной), школьные лекции. Вспомогательные методы: самостоятельная работа учащихся с книгами, проведение пионерских сборов и комсомольских собраний, вечеров вопросов и ответов, викторин, олимпиад и т. д.
В зависимости от конкретных условий и обстановки перечисленные методы могут использоваться в разных формах.
Можно выделить такие формы воздействия на учащихся: поурочную систему, то есть воспитание на уроках в процессе изучения программного материала; внеклассные занятия (факультативы, кружковая работа); общешкольные мероприятия, предназначенные для всех учащими разного возраста (вечера вопросов и ответов, тематические вечера, кинолектории, читательские конференции и т. д.);
школьно-семейное воспитание, направленное на оздоровление домашних условий, взаимосвязь школьного и семейного воздействия на учащихся.
Важная роль в антиникотиновой и антиалкогольной пропаганде детей и подростков отводится семье. Проведение вечеров вопросов и ответов на соответствующую тему, кинолекций, тематических занятий в университете для родителей и других мероприятий позволит выяснить микроклимат в семьях учащихся, установить контакт с родителями, разъяснить им их права и обязанности в отношении воспитания детей, обеспечить единство требований в семье и школе.
На занятиях можно широко приводить высказывания видных деятелей науки, писателей, поэтов, поговорки и пословицы на антиалкогольную тематику, использовать соответствующие научно-популярные издания.
Лекции и беседы для старшеклассников следует иллюстрировать таблицами, диафильмами, диапозитивами. Желательно также демонстрировать кинофильмы, соответствующие теме лекции.
При организации индивидуальной воспитательной работы с учащимися, которые курят и употребляют алкоголь, прежде всего следует установить причину возникновения вредных привычек, а также разобраться в своеобразии психического развития школьников.