Разборка электродвигателей
Перед проведением текущего ремонта электродвигатель отключают от сети и принимают меры по предупреждению случайной подачи напряжения. До разборки поверхность электродвигателя очищают от пыли и грязи щетками и обдувают сжатым воздухом от компрессора или ручных мехов. Отворачивают винты или болты крепления крышки коробки выводов, снимают крышку и отсоединяют провода или кабель, подводящий питание к электродвигателю.
Отсоединяют шину или провод заземления электродвигателя и разъединяют электродвигатель и рабочую машину или механизм. Для облегчения центровки валов электродвигателя и рабочей машины после текущего ремонта рекомендуется маркировать прокладки, установленные под лапами электродвигателя.
Снимают электродвигатель с фундамента или с рабочей машины, подняв его за рым-болт. Заводить стропы для подъема и перемещения электродвигателя за концы вала или за подшипниковые щиты запрещается. Разборку электродвигателей начинают со съема шкива, полумуфты или звездочки с вала, причем съем разрешается проводить только с помощью съемников. Конструкция съемников, применяемых при разборке электродвигателей, дана на рисунке 2.
|
|
Шкивы, полумуфты и звездочки с валов электродвигателей малых и средних габаритов обычно снимают с помощью ручных винтовых съемников, а с валов электродвигателей больших габаритов, — используя гидравлические съемники.
После съема шкива, полумуфты или звездочки из шпоночной канавки на валу вынимают шпонку.
У электродвигателей закрытого исполнения отворачивают болты или винты крепления кожуха вентилятора и снимают кожух. Затем отворачивают на несколько оборотов болты или гайки крепления вентилятора и снимают вентилятор, особенно осторожно снимают вентиляторы из хрупкого алюминиевого сплава. Если после отворачивания винтов крепления вентилятор не перемещается свободно по валу, его снимают с помощью съемника.
Рис. 2. Конструкция съемников для съема шкивов и муфт с валов электродвигателей:
а — двухлапчатый съемник: 1—захват; 2 — рукоятка; 3—поперечина, 4 — ходовой винт; 5—вал электродвигателя; б — трехлапчатый съемник; 1— захват; 2—фасонная гайка; 3— ходовой винт; в — гидравлический съемник; 1— захваты; 2 — траверса; 3— стойка; 4— площадка; 5 — гидравлический цилиндр; 6—рукоятка.
Отворачивают болты или гайки крепления крышек подшипников и снимают крышки.
Гаечными ключами отворачивают болты крепления подшипниковых щитов к станине.
Легкими ударами молотка по ребордам через деревянную или медную прокладку снимают задний подшипниковый щит. Затем у электродвигателей 1—4 габаритов вынимают ротор вместе с передним подшипниковым щитом, для чего, подав ротор в сторону переднего подшипникового щита до выхода щита из замка статора, осторожно выводят ротор из расточки статора, чтобы не повредить лобовые части обмотки.
|
|
У электродвигателей 5—9 габаритов вначале снимают передний и задний подшипниковые щиты и с помощью приспособления выводят ротор из расточки статора. Конструкция приспособлений для вывода и ввода ротора в расточку статора дана на рисунке 3.
Рис 3. Приспособление для ввода и вывода ротора из расточки статора:
а- с помощью подъемных средств;б—без подъемных средств.
Особенностью разборки электродвигателей сельскохозяйственного назначения является сравнительная трудность съема подшипниковых щитов, так как их замки при сборке на заводе-изготовителе смазывают сгущенной эмалью или суриком, разведенным на олифе.
Чтобы не повредить резиновые манжетные уплотнения, устанавливаемые на валах для предотвращения попадания в подшипниковые узлы влаги, воды и пыли, перед снятием подшипниковых щитов электродвигателей снимают уплотнения вместе с крышками подшипников.