Категория земель по целевому назначению

Классификация земель производится в зависимости от определенных целей. Географ выделяет горы и равнины, экономист обращает внимание на показатели плодородия, турагент привлекает клиентов разнообразием ландшафта, наличием памятников природы и культуры.

В земельном праве России земли традиционно разделены на категории по целевому назначению: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса (ст. 7 ЗК РФ). Деление земель по целевому назначению – один из основных принципов земельного законодательства (пп.8 п.1 ст.1 ЗК РФ).

Действующее законодательство РФ не содержит определения понятия «категория земель». Проект ФЗ «О переводе земель из одной категории в другую», внесенный Правительством РФ в Государственную Думу в 2004 г., включал следующую дефиницию: «категория земель – часть земель в Российской Федерации, характеризующаяся единым целевым назначением земельных участков, включенных в нее». Действующая редакция Закона[17] не содержит определения. Общепризнанно, что категория земель - это часть земельного фонда, выделяемая по основному целевому назначению и имеющая определенный правовой режим[18].

В соответствии с п. 2.ст.8 ЗК РФ, категория земель указывается в:

1) актах органов власти о предоставлении земельных участков;

2) договорах, предметом которых являются земельные участки;

3) государственном кадастре недвижимости;

4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Общий, основной признак той или иной категории земель – юридически закрепленный, общий, основной характер их использования. Именно основной, так как абсолютное разделение земель по цели использования невозможно. Представьте себе путевого обходчика, окучивающего картошку на нескольких сотках в полосе отвода железной дороги (земли транспорта), или «нового русского», загорающего на крыше своего двухэтажного кирпичного коттеджа за городом (дачное хозяйство, земли сельскохозяйственного назначения). Но свечной заводик построить на хлопковом поле нельзя, по крайней мере, до перевода земель из одной категории в другую в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Так, в соответствии с п. 48 приложения 1 «Комплексной эколого-экономической программы Иркутской области «Байкал», утвержденной постановлением губернатора Иркутской области № 57 от 27 февраля 1995 г., построена ЛЭП с понизительными трансформаторными подстанциями от пос. Большая речка, по территории Прибайкальского национального парка (земли особо охраняемых природных территорий) до пос. Большое Голоустное на берегу оз. Байкал. Самой сложной проблемой была не техническая или финансовая, а юридическая: перевод земель из одной категории в другую. Закон запрещает использовать земли национальных парков в промышленных целях, земля под линиями электропередач относится к категории земель промышленности и иного специального назначения. Хотя замена гремящих и дымящих дизельных электростанций на опасные только для птиц ЛЭП – благо для окружающей природной среды и человека.

Пунктом 1 ст. 8 ЗК РФ установлено, что отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении:

1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;

2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;

4) земель, находящихся в частной собственности:

земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

Перевод земель из одной категории в другую может производиться при предоставлении земельных участков, отводах для государственных и муниципальных нужд, возврате в прежнюю категорию отработанных или рекультивированных земель. Консервация земель вызывает перевод их, как правило, в земли запаса.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

В соответствии со ст. 14 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в случае, если категория земель указана не в документах государственного кадастра недвижимости, а в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, внесение изменений в документы государственного земельного кадастра и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) осуществляется на основании правоустанавливающих документов на земельные участки или документов, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.

В случае, если категория земель не указана в документах государственного земельного кадастра, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.

Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне их границ - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

Нарушение установленного Земельным кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Законодатель не устанавливает иерархическую соподчиненность категорий земель, но в число основных принципов земельного законодательства включает приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами (пп.6 п.1 ст.1 ЗК РФ).

Дифференциация земель той или иной категории (за исключением земель запаса), выделение видов и разновидностей земель определяется земельным, градостроительным, горным, водным, лесным, природоохранным законодательством.

Например, в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (п. 2 ст. 77 ЗК РФ).

В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; спецназначения; военных объектов; иным территориальным зонам (п. 1 ст. 85 ЗК РФ).

Земли особо охраняемых территорий и объектов делятся на пять видов:

1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

2) природоохранного назначения;

3) рекреационного назначения;

4) историко-культурного назначения;

5) иные особо ценные земли в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами.

Каждый из них также состоит их нескольких таксонов, например, к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (п. 1 ст. 95 ЗК РФ).

По площади в России (всего 1709,8 млн.га) преобладают земли лесного фонда (1097 млн. га) и сельскохозяйственного назначения (406 млн. га)[19].

В Сибири больше всего лесных земель. В таблице 1 приведены данные из Регионального доклада «О состоянии и использовании земель Иркутской области за 2006 год» Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области[20].

Из таблицы видно, что в течение 2006 года в Иркутской области осуществлялись изменения площадей различных категорий земель, уточнялся состав земель в каждой категории по итогам инвентаризации. Наиболее существенным изменениям подверглись площади, занимаемые землями сельскохозяйственного назначения, землями промышленности и землями запаса.

Аналогичные процессы перевода земель и земельных участков отмечаются во всех субъектах Российской Федерации.

Категория по целевому назначению – один из важнейших элементов правового статуса земельного участка, поскольку, в соответствии с п. 2 ст. 7

ЗК РФ, правовой режим земель определяется именно исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Таблица 1

Распределение земельного фонда Иркутской области по категориям земель

№ п/п Наименование категории земель На 1 января 2006 года, тыс.га На 1 января 2007 года, в тыс.га Разница (+,-), в тыс.га В % от общей площади Иркутской области
           
  Земли сельскохозяйственного назначения, в том числе: 2002,1 2002,2 + 0,1 2,66
1.1 фонд перераспределения земель 177,4 188,3 + 10,9 0,25
  Земли поселений, в том числе: 343,7 343,7   0,46
2.1 в городской черте 236,3 236,5 + 0,2 0,31
2.2 в черте сельских поселений 107,4 107,2 - 0,2 0,14
  Земли промышленности и иного специального назначения 559,8 560,4 + 0,6 0,74
  Земли особо охраняемых территорий и объектов 1551,1 1551,4 + 0,3 2,06
  Земли лесного фонда 68122,4 68122,3 - 0,1 90,5
  Земли водного фонда 2185,7 2185,7   2,9
  Земли запаса   505,1 - 0,9 0,67
Итого земель в административных границах 75270,8 75270,8    

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: