Содержание учебной дисциплины

№ п/п Наименование разделов и тем дисциплины Содержание темы
Раздел 1. Общие основы педагогической психологии
Тема 1 Предмет, задачи и структура педагогической психологии Краткий исторический очерк возникновения и развития педагогической психологии. Предмет педагогической психологии – механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком в образовательном процессе. Основные теоретические и практические задачи педагогической психологии, их значение для теории и практики педагогической деятельности, повышения эффективности и качества общего и профессионального образования. Роль знаний педагогической психологии в профессиональной деятельности психолога. Основные разделы педагогической психологии: психология обучения, психология воспитания и психология педагогического взаимодействия. Место педагогической психологии в системе наук о человеке. Методы научного исследования в педагогической психологии: общие и специальные – наблюдение и эксперимент (естественный, констатирующий, формирующий, контрольный). Организационные, процедурные и оценочные методы. Приёмы сбора и обработки данных, применяемые в педагогической психологии. Использование психодиагностических методик. Методы консультирования и психолого-педагогической коррекции.
Тема 2 Проблемы психического развития ребёнка в педагогической психологии Категории психологии развития: рост, созревание, развитие, социализация и др. Органическая и средовая обусловленность психического развития. Выбор оснований для построения возрастной периодизации развития. Понятия социальной ситуации развития и психического новообразования. Понятия ведущей деятельности и сенситивного периода развития. Проблема факторов, движущих сил и механизмов психического развития. Соотношение обучения и развития ребёнка. Роль обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка. Влияние на развитие стихийного и организованного воздействия. Обеспечение условий для максимальной реализации возможностей развития в конкретном возрасте. Проблема сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Проблема психологического сопровождения социальной адаптации и реабилитации.
Раздел 2. Психология ОБучения
Тема 3 Психология научения и обучения Соотношение понятий «научение», «учение», «обучение», «учебная деятельность». Психологическая сущность обучения. Теории обучения. Содержание и структура процесса обучения. Психологическое обоснование принципов и методов обучения. Современные концепции обучения, пути оптимизации обучения. Сравнительный анализ традиционного / активного, инновационного, технологического обучения. Ассоциативно-рефлекторная теория (И.П. Пав-лов). Понятие зоны ближайшего развития и его использование в развивающем обучении (Л.С. Выготский). Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Теория управления познавательной деятельностью человека Н.Ф. Талызиной. Принципы развивающего обучения по Л.В. Занкову. Проблемное обучение (Дж. Дьюи, С.Л. Рубинштейн). Психологические основы программированного обучения (Б. Скиннер). Психологически ориентированные модели школьного обучения (М.А. Холо­дная). Теория полного усвоения (Дж. Кэролл, Б. Блум). Принципы коллективного способа обучения (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко). Школа диалога культур (В.С. Библер). Технология непроизвольного обучения (Л.В. Марищук). Психологические основы проектного обучения. Вузовская технология обучения. Психологические основы суггестопедии и гипнопедии. Основные проблемы практической реализации современных концепций обучения.
Тема 4 Учебная деятельность в структуре педагогического взаимодействия Общая характеристика учебной деятельности. Учащийся как субъект учебной деятельности. Структура учебной деятельности и психологическая характеристика основных её компонентов. Мотивация в структуре учебной деятельности. Самостоятельная работа учащихся как высшая форма учебной деятельности. Оптимальные условия развития структурных компонентов учебной деятельности. Особенности учебной деятельности в различные возрастные периоды, их учёт при построении методики обучения. Общая характеристика обучаемости и обученности. Индивидуальные различия обучающихся. Основные показатели умственного развития и критерии обучаемости. Психолого-педагогический анализ причин неуспеваемости. Типы неуспевающих школьников. Направления по преодолению неуспеваемости школьников.
Тема 5 Контроль и оценка в обучении. Психологический анализ урока Психологическая характеристика контроля. Виды контроля в образовательном процессе. Взаимосвязь контроля и самоконтроля школьника. Психологическое содержание, функции и виды педагогической оценки. Условия эффективности педагогической оценки. Взаимосвязь оценки и самооценки школьника. Психологический анализ урока, виды анализа. Логика построения урока, соответствие содержания и структуры урока принципам обучения. Психологические условия организации познавательной деятельности учащихся. Уровни усвоения материала. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Анализ коммуникативной деятельности учителя. Организация обратной связи на уроке. Воспитательное воздействие личности учителя и его деятельности на уроке.
Раздел 3. Психология воспитания
Тема 6 Психология воспитания и самовоспитания Психологическая сущность воспитания. Теории воспитания. Виды воспитательного взаимодействия: когнитивное, эмоциональное и поведенческое. Психологическое обоснование принципов и методов воспитания. Роль общения и межличностных отношений в формировании личности. Воспитательные возможности коллектива. Роль семьи в воспитании детей. Общая характеристика воспитуемости и воспитанности. Индивидуальные различия воспитывающихся. Критерии и показатели воспитанности школьника. Самовоспитание – высшая форма самоуправления. Ступени развития самовоспитания. Приёмы самовоспитания и их характеристика. Формирование психологической готовности школьников к профессиональному самоопределению.
Раздел 4. Психология педагогической деятельности
Тема 7 Психология личности педагога Личность педагога и её структурные компоненты: направленность, компетентность, психические процессы, биопсихические свойства и физические качества. Педагогическая направленность личности учителя. Типы педагогической направленности. Понятие и виды педагогической компетентности. Знания, навыки и умения педагога. Личность учителя и педагогический такт. Культура речи педагога. Развитие психических познавательных процессов учителя (его восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения). Особенности эмоционально-волевой сферы педагога. Синдром эмоционального выгорания в системе профессий «человек – человек». Характер, темперамент и способности педагога. Авторитет учителя. Имидж педагога.
Тема 8 Психология педагогической деятельности Общая характеристика и специфика педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности. Мотивация педагогической деятельности. Педагогическая ситуация и педагогическая задача. Творческий характер деятельности учителя. Учитель как субъект педагогической деятельности. Общие способности в структуре педагогической деятельности. Взаимосвязь общих, педагогических и других специальных способностей. Психологические проблемы совершенствования педагогической деятельности и формирование педагогического мастерства. Психологические требования, предъявляемые к личности педагога в системе профессий «человек – человек». Профессионально-значимые качества личности педагога. Критерии оценки эффективности педагогической деятельности. Стили педагогической деятельности. Проблема совмещения индивидуальности и общих требований, предъявляемых к педагогической профессии. Индивидуальный стиль деятельности педагога. Индивидуальность педагога и распространение передового педагогического опыта.
Тема 9 Психология педагогического взаимодействия Педагогическое общение, его виды и функции. Педагогическое общение как творчество. Структура педагогического общения. Уровни общения. Вербальные и невербальные средства педагогического общения. Речевые способности учителя. Педагогическое общение как взаимодействие. Стили педагогического общения и их влияние на межличностные отношения в классе. Индивидуальный стиль педагогического общения. Понятие и типы социально-психологического климата. Признаки благоприятного психологического климата. Психологическая характеристика учебного сотрудничества. Особенности восприятия и понимание учителем учащихся и учащимися – учителя. Барьеры общения. Конфликты в педагогическом общении. Продуктивные и деструктивные педагогические конфликты. Стили поведения в конфликтной ситуации. Предупреждение и способы разрешения конфликтов в педагогическом коллективе. Понятие педагогического коллектива. Сплочённость как интегральная социально-психологическая характеристика коллектива.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: