Семинар-коллоквиум. Тема 2. Проблемы психического развития ребёнка в педагогической психологии

Цель: углубление знаний об основных принципах и закономерностях взаимосвязи процессов обучения и развития психики человека, освоение навыков решения проблем психического развития детей.

Вопросы для обсуждения:

1. Категории психологии развития: развитие, рост, созревание, социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, психическое новообразование.

2. Проблема использования сенситивного периода развития психических свойств личности для педагогических воздействий.

3. Проблема движущих сил и факторов психического развития. Взаимосвязь обучения и развития.

4. Проблема педагогической готовности детей к школьному обучению. Проблема школьной дезадаптации.

5. Психологическое обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения.

6. Проблема сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса.

Темы рефератов:

1. Психологическая безопасность образовательной среды.

2. Психологическое здоровье участников образовательного процесса.

3. Самоактуализация личности в учебно-воспитательном процессе.

4. Психологические вопросы готовности ребенка к обучению.

5. Педагогическая запущенность как образовательная проблема.

6. Индивидуализация и дифференциация обучения.

Литература:

1. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. Ф.И. Иващенко, М.С. Клевчени, Я.Л. Коломинского. – Мн.: БГПУ, 1980. – 212 с.

2. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.

3. Косаревская, Т.Е. Психологические проблемы индивидуализации обучения: Учебно-метод. пособие. / Т.Е. Косаревская, С.П. Цуранова. – Мн.: РИПО, 1995. – 95 с.

4. Марищук, Л.В. Психология развития и педагогическая психология: пособие. – Мн.: БГУФК, 2010. – 231 с.

5. Педагогическая психология / Под ред. Л. Регуш, А. Орловой. – СПб.: Питер, 2008. – 414 с.

6. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 544 с.

7. Стюхина, Г.А. Общий психологический практикум. Психологическая готовность к школьному обучению. Учебно-методическое пособие / Г.А. Стюхина. – Сергиев Посад: С-ПГИ, 2003. – 26 с.

8. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э. Унт. – М.: Педагогика, 1990. – 192 с.

9. Проблемы сохранения психологического здоровья в современном образовании // Педагогическое обозрение. – 2012. – № 4. – 20 с.

Образовательные технологии: доклады, презентации, дискуссия, метод анализа конкретных ситуаций.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Составить структурно-логические схемы по теме «Проблемы психического развития ребёнка в педагогической психологии».

2. Подготовиться к дискуссии на тему «Проблема соотношения обучения и развития»:

Выготский, Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М.: АПН РСФСР, 1956. – С. 438-452.

Выготский, Л.С. Проблема культурного развития ребенка (1928) / Л.С. Выготский // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 1991. – № 4. – С. 5-18.

Гальперин, П.Я. Обучение и умственное развитие // Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов СССР. – Тбилиси: Мецниереба, 1976. – С. 68-84.

Обухова, Л.Ф. Концепция Ж.Пиаже: За и против / Л.Ф. Обухова. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 191 с.

Рубинштейн, С.Л. Развитие и обучение // Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1998. – С. 150-160.

Соотношение обучения и развития // Есина, Е.В. Педагогическая психология: конспект лекций / Е.В. Есина. – М.: Эксмо, 2008. – С. 3-8.

Степанова, М.А. Проблема обучения и развития в трудах Л.С. Выготского и Н.Я.Гальперина / М.А. Степанова // Вопросы психологии. – 2001. – №4.– С. 106-114.

Соотношение обучения и развития // Педагогическая психология / Под ред. Л. Регуш, А. Орловой. – СПб.: Питер, 2008. – С. 122-125.

Эльконин, Д.Б. Связь обучения и психического развития в детском возрасте // Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1989. – C. 78-93.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: проверка выполнения заданий самостоятельной работы.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: реферат, устный опрос (групповой или индивидуальный), комплексные ситуационные задания, коллоквиум.

Семинар-конференция. Тема 3. Психология научения и обучения

Цель: формирование представлений об научении, учении и обучении, психологических основах современных моделей, технологий и методов обучения, овладение навыками проектирования образовательного процесса и образовательной среды на основе теоретических знаний.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие научения, учения, обучения, созревания.

2. Основные характеристики, задачи и принципы обучения.

3. Структура и психологический анализ процесса обучения.

4. Развивающие возможности различных моделей обучения.

5. Методы активного социально-психологического обучения.

6. Психологическая характеристика различных технологий обучения.

Темы рефератов:

1. Характеристика учебно-воспитательного процесса в ассициативной, бихевиористской, гештальт, когнитивной и гуманистической психологии.

2. Психологические теории обучения.

3. Особенности обучения на разных возрастных этапах.

4. Гуманизация процесса обучения и воспитания.

5. Психологические основы личностно-ориентированного обучения.

6. Дискуссия как метод активного обучения.

7. Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе.

8. Деловая игра как форма знаково-контекстного обучения.

9. Ролевая игра как средство интенсификации процесса обучения.

10. Тренинг как форма интерактивного обучения.

Литература:

1. Жук, О.Л. Педагогические технологии в современной теории и практике образования / О.Л. Жук. – Мн.: БГУ, 2002. – 215 с.

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие / И.А. Зимняя. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 480 с.

3. Марищук, Л.В. Психология развития и педагогическая психология: пособие. – Мн.: БГУФК, 2010. – 231 с.

4. Оганесян, Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры / Н.Т. Оганесян. – М.: Ось-89, 2002. – 176 с.

5. Педагогическая психология: Учебник / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.

6. Педагогическая психология / Под ред. Л. Регуш, А. Орловой. – СПб.: Питер, 2008. – 414 с.

7. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

8. Якиманская, И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. – 1995. – № 2. – С. 31-39.

Образовательные технологии: доклады, презентации, дискуссия.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Составить структурно-логические схемы по теме «Психология научения и обучения».

2. Подготовиться к дискуссии на тему «Сравнительный анализ традиционного и активного, проблемного, инновационного, технологического обучения»:

Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. – М.: Высшая школа, 1991. – 204 с.

Жук, О.Л. Педагогические технологии в современной теории и практике образования / О.Л. Жук. – Мн.: БГУ, 2002. – 215 с.

Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В.Т. Кудрявцев. – М.: Знание, 1991. – 80 с.

Ляудис, В.Я. Психологические различия традиционной и инновационной стратегий организации образования // Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие / В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – С. 25.

Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. – М.: Педагогика. 1972. – 208 с.

Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей / М.И. Махмутов. – М.: Просвещение, 1977. – 240 с.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: ACADEMA, 2000. – С. 64-80.

Оконь, В. Основы проблемного обучения / В. Оконь; Пер. с польск. – М.: Просвещение, 1968. – 208 с.

Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

3. Проанализировать статью:

Холодная, М.А. Основные психологически ориентированные модели школьного обучения // Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А. Холодная. – Спб.: Питер, 2002. – С. 211-214.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: проверка выполнения заданий самостоятельной работы.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: реферат, устный опрос (групповой или индивидуальный), тестирование (письменное или компьютерное, дискуссия.

Семинар-конференция. Тема 3. Психология научения и обучения

Цель: систематизация теоретических и фактических знаний об основных теориях обучения, психологических основах современных моделей и технологий обучения, овладение навыками проектирования образовательного процесса и образовательной среды на основе теоретических знаний.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие зоны ближайшего развития по Л.С. Выготскому и его использование в развивающем обучении.

2. Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

3. Принципы развивающего обучения по Л.В. Занкову.

4. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

5. Теория управления обучением и познавательной деятельностью человека Н.Ф. Талызиной.

6. Психологические основы программированного обучения по Б. Скиннеру.

Темы рефератов:

1. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения (И.П. Павлов).

2. Проблемное обучение (Дж. Дьюи, С.Л. Рубинштейн).

3. Теория полного усвоения (Дж. Кэролл, Б. Блум).

4. Принципы коллективного способа обучения (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко).

5. Школа диалога культур (В.С. Библер).

6. Технология непроизвольного обучения (Л.В. Марищук).

7. Психологические основы проектного обучения.

8. Технология учебного исследования.

9. Вузовская технология обучения.

10. Основные проблемы практической реализации современных концепций обучения.

Литература:

1. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.

2. Ждан, А.Н. К исторической реконструкции психологических основ развивающего обучения / А.Н. Ждан // Вопросы психологии. – 2000. – № 6. – С. 76-90.

3. Жук, О.Л. Педагогические технологии в современной теории и практике образования / О.Л. Жук. – Мн.: БГУ, 2002. – 215 с.

4. Марищук, Л.В. Психология развития и педагогическая психология: пособие. – Мн.: БГУФК, 2010. – 231 с.

5. Педагогическая психология / Под ред. Л. Регуш, А. Орловой. – СПб.: Питер, 2008. – 414 с.

6. Покровская, С.В. Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова / С.Е. Покровская, А.В. Кулак // Псіхалогія. – 2005. – №1. – С. 22-23.

7. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

8. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие / Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, 1998. – 288 с.

9. Талызина, Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий сегодня / Н.Ф. Талызина // Вопросы психологии. – 1993. – №1. – С. 92-101.

10. Теоретические проблемы развивающего образования: Сб. ст. / Науч. ред. Т.М. Савельева. – Мн.: ПК ООО «Полибиг», 2002. – 224 с.

Образовательные технологии: доклады, презентации, дискуссия, метод анализа конкретных ситуаций.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Составить структурно-логические схемы по теме «Психология научения и обучения».

2. Подготовиться к дискуссии на тему «Особенности практической реализации современных концепций обучения»:

Методика обучения чтению Д.Б. Эльконина с последующими модификациями // Чуприкова, Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения / Н.И. Чуприкова. – М.: АО «Столетие», 1995. – С. 160.

Построение курса грамматики в системе развивающего обучения В.В. Давыдова // Чуприкова, Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения / Н.И. Чуприкова. – М.: АО «Столетие», 1995. – С. 170-175.

Методика уроков чтения по книге «Живое слово» в системе развивающего начального обучения Л.В. Занкова // Чуприкова, Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения / Н.И. Чуприкова. – М.: АО «Столетие», 1995. – С. 177-180.

Обучение письму букв по системе М. Монтессори и по третьему типу ориентировки П.Я. Гальперина // Чуприкова, Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения / Н.И. Чуприкова. – М.: АО «Столетие», 1995. – С. 228-232.

3. Проанализировать статьи:

Савельева, Т.М. Психологические проблемы развивающего обучения // Теоретические проблемы развивающего образования: Сб. ст. / Науч. ред. Т.М. Савельева. – Мн.: ПК ООО «Полибиг», 2002. – С. 133-147.

Талызина, Н.Ф. Пути формирования учебных знаний, действий и специфических приёмов познавательной деятельности // Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие / Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, 1998. – С. 98-140.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: проверка выполнения заданий самостоятельной работы.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: реферат, устный опрос (групповой или индивидуальный), ситуационные задания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: