Аналитический учёт

– производится на аналитических счетах бухучёта, группирующих дальнейшую информацию об имуществе…

Одним из способов обобщения данных бухгалтерских счетов в балансе является составление оборотной ведомости.

Оборотная ведомость – это способ обобщения учётной информации, отражаемой на счетах бухучёта.

Оборотная ведомость составляется в конце месяца на основании данных счетов об остатках на начало и конец месяца и оборотах по дебюту и кредиту и счетов за месяц.

Тема №6: Документация финансово-хозяйственных операций и отчетность6 их значение и процессуальные возможности использования в правоприменительной деятельности

1.Документы в бухучете: их виды и значение

2.Формы и этапы учетной работы

3.Значение бухгалтерских документов по уголовным делам

1. Документ, определяется как зафиксированное на материальном носителе с реквизитами позволяющие ее идентифицировать.

Юридическая сила документа – это свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией органа его принявшего и установленном порядке его оформления.

Документ о совершении хозяйственной операции должен быть составлен во время или сразу после окончания хозяйственной операции по установленной форме, содержать необходимые реквизиты и отражать действительные и только законные операции.

Реквизитами документов с помощью которых обеспечивается его юридическая сила называют обязательными информационными элементами.

К реквизитам являющимся обязательными для любого документа относятся:

1. Название документа (накладная, акт, счет-фактура и т.д.);

2. Наименование и адрес организации составивший документ;

3. Указание участников совершенной хозяйственной операции;

4. Место и дата составления документа;

5. Содержание хозяйственной операции;

6. Измерители хозяйственной операции (в валюте и т.д.);

7. Подписи лиц совершившие хозяйственную операцию.

Основными частями учетного документа являются:

· Заголовочные;

· Содержательные;

· Оформляющие.

Заголовочная часть должна содержать реквизиты, дающие полный и четкий представления о виде и характере документов (название документов, название организации).

Содержательная часть может быть оформлена виде таблицы или текста.

Оформляющая часть содержит дату составления, подписи и утверждения (должность, расшифровка и т.д.).

Бухгалтерские документы классифицируются по различным основаниям:

1. По назначению:

1.1. Распорядительные (наряд на работу);

1.2. Исполнительные (совершенные хозяйственные операции);

1.3. Комбинированные (задания и данные о их исполнении);

1.4. Документы учетного оформления;

1.5. Документы вспомогательного характера (доверенности);

2. По месту возникновения:

2.1. Внутренние;

2.2. Внешние;

3. По объему содержания:

3.1. Первичные;

3.2. Вторичные (сводные – авансовый отчет);

4. По способу использования:

4.1. Разовые;

4.2. Накопительные;

5. По качеству:

5.1. Полноценные (доброкачественные);

5.2. Неполноценные (недоброкачественные).

Неполноценные документы подразделяются на:

1. Неправильно оформленные;

2. Отражающие незаконные операции;

3. Отражающие операции, которые в действительности и не были совершены, или были совершены не в том объеме.

Такие документы называются подложными, которые делятся на два вида:

1. Фальсифицированные;

2. Содержащие заведомо ложные сведения (интеллектуальный подлог).

Бухгалтерские документы в зависимости от их происхождения и содержащиеся в ни информации делятся на 3 категории:

1. Первичные учетные документы – все хозяйственные операции проводимые организацией должны оформляться оправдательными документами, они служат первичными учетными документами на основании которых ведется бухгалтерский учет, первичные документы принимаются к учету если они составлены по форме содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах должны содержать следующие реквизиты:

а) Наименование;

б) Дата;

в) Содержание хозяйственной операции;

г) Ее натуральные денежные единицы.

Перечень лиц имеющих право подписи первичных документов утверждаются руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции. Первичные документы поступающие в бухгалтерию подлежат обязательной проверки по форме и по содержанию. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных на основе первичных документов составляются сводные учетные документы.

Первичные учетные документы могут быть изъяты правоохранительными органами на основании их постановления в соответствии с законодательством РФ. Главный бухгалтер или другое должностное лицо, вправе с разрешения и присутствии представительного органа снять с них копии с указанием оснований и даты изъятий, если изымаются недооформленные тома документов то с разрешения и присутствии представительных органов должностные лица могут до оформить их. В случае утраты первичных документов руководитель организации назначает приказом комиссию по расследованию причин утраты. В некоторых случаях для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, пожарного надзора. Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем организации.

2. Регистры бухгалтерского учета - предназначены для систематизации и накопления информации содержащихся в первичных документах для отражения на счетах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах в хронологическом порядке и формироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

3. Документы бухгалтерской отчетности – это единая система документальной отчетности на основе данных бухгалтерского учета по установленной форме.

Бухгалтерская отчетность экономических субъектов, за исключением отчетности бюджетной организации составляют:

1. Бухгалтерский баланс;

2. Отчет о финансовых результатах;

3. Отчет о движении капитала;

4. Отчет о движении денежных средств;

5. Приложение к бухгалтерскому балансу;

6. Аудиторское заключение;

7. Пояснительная записка.

2. Формы и этапы учетной работы.

Учетная работа проходит три основных этапа:

1. Обработка первичных учетных документов бухгалтером;

2. Регистрация документов в соответствующих регистрах;

3. Обобщение данных текущего учета и составление баланса.

На первом этапе проверяется доброкачественность каждого первичного документа. Признав документ полноценным главный или старший бухгалтер составляет письменное распоряжение о принятии его на учет и регистрации хозяйственной операции на определенных счетах. Это распоряжение называется бухгалтерской проводкой.

Бухгалтерская проводка имеет большое доказательственное значение для установления причастности конкретных работников к сокрытию хищения и других нарушений. Подложные бухгалтерские проводки могут быть либо без документальными, т.е. не подтвержденными первичными документами, либо неправильными, т.е. не соответствующие содержанию документов.

На втором этапе хозяйственная операция на основании первичного документа с проводкой регистрируется в регистрах.

На третьем этапе данные текущего учета обобщаются путем составления оборотной ведомости. Итоговые суммы по аналитическим и синтетическим счетам должны быть равны – все эти этапы называются документооборот.

Ошибки в документах

Существуют следующие легитимные способы исправления ошибочных записей:

1. Корректурный – зачеркивается тонкой линией и делается соответствующая запись

2. Дополнительные записи, делается на сумму разницы между правильным и уже написанным показателем с указанием основания такой проводки;

3. Сторнировочная запись (способом красного сторна) – запись делается чернилами красного цвета.

3. Значение бухгалтерского документов по уголовным делам.

Роль бухгалтерских документов:

1. Данные документы всех категорий являются предметом исследования судебно-бухгалтерских и других экспертиз;

2. Бухгалтерская документация может составлять предмет изучения в ходе документальной ревизии назначаемой по делу;

3. С помощью бухгалтерских данных может быть установлена истина по делу и выяснены обстоятельства имеющие существенное значение.

Тема №7: Правовые формы применения бухгалтерских познаний в юриспруденции

1.Способы применения специальных познаний в юридической практике

2.Использование возможности бухгалтерского учета непосредственно правоприменителем

3.Инвентаризация как универсальный метод применения бухгалтерского учета

1. Способы применения специальных познаний в юридической практике.

Участие лица имеющего познание в области бухгалтерского учета процессуальной деятельности не является обязательной. При необходимости оно привлекается в качестве специалиста или ревизора-эксперта.

При использовании бухгалтерской документации необходимо соблюдать правило определяющее допустимость доказательств рассматриваемых в рамках доказательственного права:

1. Необходим надлежащий субъект получения доказательств;

2. Требуется надлежащий источник доказательств;

3. Должна быть надлежащая процедура получения доказательств;

4. Недопустимо доказательство содержащее сведения неизвестного происхождения;

5. Недопустимо несправедливое предубеждение и заинтересованность;

6. Должна быть юридическая регламентация, порядок разрешения вопросов о допустимости доказательств на различных стадиях процесса;

7. Сомнение в доказанности факта должны означать его недоказанность.

Легитимные способы применения специальных бухгалтерских познаний в юриспруденции различны и зависят от обстоятельств конкретного дела. Применение бухгалтерских познаний будет иметь необходимую юридическую силу, когда оно облечено в соответствующую процессуальную форму.

Способы применения бухгалтерских познаний:

1. Применение положений теорий бухгалтерского учета непосредственно правоприменителем, в том числе следователем, прокурором и судьей – одним из общих условий судебного разбирательство является его непосредственность, это означает что суд при разбирательстве дела обязан исследовать все доказательства по делу;

2. Привлечение специалиста бухгалтера, как незаинтересованного участника судопроизводства призванного оказать содействие правосудию;

3. Приглашение ревизора и назначение ревизии;

4. Привлечение аудитора или аудиторской организации для проведения проверок и дачи аудиторского заключения по экономико-юридическим вопросам;

5. Назначение и производство по делу судебно-бухгалтерской экспертизы.

2. Использование возможности бухгалтерского учета непосредственно правоприменителем.

Применение юристом практиком лично в необходимых случаях специальных бухгалтерских познаний – это наиболее простой, оперативный и экономичный способ использования данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности при производстве практически любых процессуальных действий. Наибольшей его эффективность и целесообразность достигается в случаях осмотра, обыска и выемки, контроля и записей переговоров, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотре и выемки, допросах и очных ставок, следственного эксперимента и проверки показаний на месте.

Круг юристов практиков, которые в своей деятельности самостоятельно применяют основные положения судебной бухгалтерии достаточно широк:

1. Оперативные работники различных ведомств специализирующиеся на борьбе с нарушениями и преступлениями в сфере экономики, они должны определить объем информации, в которой могут найти отражение следы приготовления к преступлению, покушению или сведения об уже совершенном деянии, а также оценить криминалистическую значимость этой информации и принять решение о необходимости привлечения специалиста бухгалтера. Ревизора или аудитора;

2. Следователи и дознаватели различных ведомств, которые специализируются на расследовании уголовных дел связанных с правонарушениями в экономической сфере. Следователи должны знать в каких конкретных бухгалтерских документах и записях на счетах бухгалтерского учета, финансовой и налоговой отчетности, могут найти отражение следы нарушения, это необходимо для того, чтобы профессионально построить методику и тактику расследования. Ясно представлять какую информацию об обстоятельствах уголовного дела подлежащих доказыванию можно получить из данных бухгалтерского учета и бухгалтерского отчета. Правоприменитель обязан также своевременно поставить вопросы перед ревизором, аудитором или бухгалтером экспертом, взаимодействовать с этими экспертами, правильно оценить результаты их работы во взаимосвязи с другими материалами дела;

3. Судьи, рассматривающие уголовные дела «о преступлениях в сфере экономики». Они также должны хорошо представлять в каких данных бухгалтерского учёта остаются следы конкретных преступлений в сфере экономики и информацию о каких обстоятельствах дела можно получить из данных бухгалтерского учёта. Большое значение играет судебная практика в практике Арбитражного и гражданского процесса, особенно по налоговым спорам и спорам о выполнении обязательств сторонами гражданско-правовых и предпринимательских отношений. В таких ситуациях юристы коммерческих организаций и ведомств, адвокаты, судьи для обоснования своих позиций обязательно ссылаются на конкретные данные бухгалтерского учёта, бухгалтерской и налоговой отчетности, свидетельствующие о нарушении прав сторон спора.

Основная особенность ревизии и проверок, назначенные в связи с расследованием уголовных дел, это сбор информации необходимые для установления обстоятельств уголовного дела. Задача судебно-бухгалтерских экспертов состоит в том, чтобы используя специальные познания дать компетентные заключения по вопросам, поставленным при назначении экспертизы в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства.

При осуществлении фактического контроля, представляющего собой проверку материальных ценностей в натуре, используются следующие приёмы:

1. Инвентаризация;

2. Лабораторный анализ;

3. Экспертная оценка.

3. Инвентаризация как универсальный метод применения бухгалтерского учета

Инвентаризация – это проверка фактического наличия имущества и обязательств предприятий и сопоставление полученных данных о них с данными бухгалтерского учёта с целью установления достоверности учётных показателей и устранения возможных расхождений.

Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организаций, за исключением случаев когда инвентаризация производится в обязательном порядке, а именно:

1. При передаче имущества в аренду, продажи и т.д.;

2. Перед составлением годовой бухгалтерской отчётности

Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, библиотечных фондов – один раз в пять лет, в организациях расположенных в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьшего остатка;

3. При смене материально-ответственных лиц;

4. Выявление фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

5. В случае стихийного бедствия, пожара или другими чрезвычайными ситуациями вызванные экстремальными условиями;

6. При реорганизации или ликвидации организации и другие.

Инвентаризация представляет собой установление фактических остатков, основных и денежных средств товарно-материальных ценностей и расчётов предприятия на определённый момент.

Основными задачами инвентаризации являются:

1. Выявление фактического наличия товарно-материальных ценностей, денежных средств, а также объемов незавершённого производства в натуре;

2. Контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств путём сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учёта;

3. Выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью последующей реализации и проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств;

4. Проверка реальных стоимости учтённых на балансе товарно-материальных ценностей сумм денежных средств и других статей баланса.

Работа по инвентаризации материальных ценностей осуществляется поэтапно:

1. Подготовительная работа;

2. Выявление, подсчёт и описание материальных средств в натуре путём составления ведомостей и описи;

3. Оценка выявленных, подсчитанных и описанных средств в их первоначальной или изменённой стоимости;

4. Определение расхождения между выявленными остатками в натуре и остатками на счетах бухгалтерского учёта и установление причин расхождения.

Различают инвентаризацию товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчёта.

Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна производится в местах их хранения в присутствии материально-ответственного лица путём проверки рабочей комиссии фактического наличия ценностей. Подлежат сверки счета учёта товарно-материальных ценностей отгруженных, но неоплачиваемых покупателями, а так же находящихся на складах других организаций с другими корреспондирующими счетами.

При инвентаризации денежных средств проверяется в кассе фактическое наличие денежных средств других ценностей и бланков строгой отчётности путём сверки числящихся на счете сумм:

1. При сдачи выручки;

2. По суммам, приведённым вышестоящей организаций или другими предприятиями от них системы;

3. Инвентаризация денежных средств, находящихся в банке на различных счетах, которые производятся путём сверки остатков сумм числящихся на соответствующих счетах бухгалтерий с данными по выписке банка.

Инвентаризация расчётов заключается в выявлении по соответствующим документам остаткам и тщательной проверки комиссии, обоснованности сумм числящихся на счетах.

Результаты инвентаризации по расчётам оформляется актом, для сравнения фактических остатков материальных ценностей с остатками числящихся на счетах бухгалтерского учёта бухгалтерия составляет сличительные ведомости.

Выявленные при инвентаризации расхождения регулируются следующим образом:

1. Убыль ценностей в пределах установленных норм относится на издержки производства;

2. Недостача ценностей сверх норм, а также в связи с порчей ценностей относится на виновных лиц;

3. Недостача ценностей сверх норм естественной убыли, а так же порча товаров в случае, когда конкретные виновники не установлены, списываются на финансовые результаты.

Взаимный зачёт излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период у одного и того же проверяемого лица в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: