Результаты исследования, проведенного Росстатом во II квартале 2010г., свидетельствуют об устойчивом повышении уровня потребительских ожиданий населения.
Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, во II квартале 2010г. по сравнению с I кварталом 2010г. поднялся на 3 процентных пункта и составил (-7%).
Рисунок 12 Динамика индекса потребительской уверенности
Положительные сдвиги наблюдались по всем компонентам индекса. Особенно заметно выросли значения индексов произошедших изменений в личном материальном положении и в экономике России.
Повышение индекса потребительской уверенности по сравнению с I кварталом 2010г. наблюдалось во всех возрастных группах населения: у молодежи в возрасте 16-29 лет - на 4 процентных пункта, у лиц среднего возраста (от 30 до 49 лет) - на 6 процентных пунктов, у возрастной группы от 50 лет и старше - на 3 процентных пункта.
По итогам 2009 года снизилась «Тех граждан, кто копит, а не тратит, за год стало меньше — в 2009 году копили 55 % населения, теперь — 49%. «Мы снова, как и до кризиса 2008 года, стали больше тратить»,
|
|
Согласно данным исследования, выросло количество тех, кто большую часть семейного бюджета тратит в дискаунтерах, и причины этого отчасти кроются в сокращении «покупательской корзины». Потребители сознательно уходят от большого среднего чека, который они волей-неволей делают в гипермаркетах, в пользу дискаунтера, где он ниже, -- комментирует Денис Шириков, Руководитель отдела по работе с розничными сетями “Nielsen Россия”, Впрочем, здесь важен не только вопрос цены, но и временных затрат. Логика
Согласно оценкам:[10]
- 30% россиян совершают покупки с запасом на 2–3 дня. Такое покупательское поведение особенно характерно для возрастной группы 45–59 лет, жителей малых городов с населением менее 100 тысяч человек;
- 29 % - делает только мелкие ежедневные покупки. В основном к таким покупателям относится молодежь в возрасте 18–24 лет.
- 25% - покупают продукты питания с запасом на 2–3 дня, а также ежедневно докупает необходимое. Значительную долю среди таких покупателей составляют женщины 25–34 лет, приобретающие, продукты для всей семьи;
- 10% - предпочитают делать разовую закупку продуктов на неделю или несколько недель вперед, приобретая затем необходимые товары по мере необходимости. В первую очередь это является обычной практикой для жителей городов-миллионников.
Таблица 23 Оценка частоты покупок
Доля населения, % | Возрастная группа[11] | Частота совершения покупок в месяц |
45-49 | ||
18-24 | ||
25-34 | 14* | |
- | ||
*средневзвешенная оценка из расчета: 2-3 раза в неделю-80% покупок, ежедневно-20% покупок |
Таким образом, средневзвешенная оценка частоты покупок одним покупателем составляет 15,9 раз в месяц.
|
|
При этом покупатель зачастую делает покупки не только для себя но и членов своей семьи.
Средний размер домохозяйства в Уральском регионе 2,8 человек[12]
Рисунок 13 Средний размер домохозяйства в Уральском регионе по годам
Если распределить покупателей по группам и предположить что каждая из групп делает покупки для определенного количества человек в домохозяйстве, то получим средневзвешанную оценку количества человек в домохозяйстве, которое приходиться на 1 покупателя- 2,4 человека.
Наименование группы | Доля | Размер домохозяйства покупателя |
Семьи от 30 до 60 лет | 64% | 2,8 |
Молодежь до 30 лет | 24% | |
Пожилые люди – старше 60 лет | 12% | 1,5 |
Средневзвешенная оценка | 2,4 |
Факторы выбора торговых точек:
- уровень цен в магазине важен 60% населения, особенно среди жителей сельской местности и среди россиян старшей возрастной группы;
- удобное расположение магазина важно 47%;
- близость к торговой точки к дому особенно важна 69% населения (близость магазина к дому более важна для женщин, чем для мужчин, а также для представителей низкодоходной группы населения);
-качество товара-42%;
-широта ассортимента- 32%;
-благоприятный опыт предыдущей покупки 10%.
Для разных групп населения приоритеты при выборе торговой точки различны.
1 группа покупателей- 64% покупателей: семьи от 30 до 60 лет
- приоритеты в порядке убывания важности: местоположение, ассортимент, цена, удобство;
- ключевые черты группы: ценность времени (более чем у других групп), имеют личный автотранспорт, высокая степень ответственности за качество приобритаемого продукта и семейный бюджет;
2 группа покупателей- 24% покупателей: молодежь до 30 лет
- приоритеты в порядке убывания важности: ассортимент, местоположение, удобство, цена;
- ключевые черты группы: открыты к западному образу жизни;
3 группа покупателей- 14% покупателей: пожилые люди старше 60 лет
- приоритеты в порядке убывания важности: цена, местоположение, ассортимент, удобство;
- ключевые черты группы: покупательские привычки сформировались в советское время, консервативные покупатели с низким доходом;