План
1. Понятие и структура метода обучения.
2. Классификация методов обучения.
3. Характеристика словесных, наглядных и практических методов обучения.
4. Эффективность использования методов обучения.
5. Задания для самоконтроля:
- чем обусловлено многообразие методов обучение?
- какие методы обучения применяются при использовании графических средств?
- перечислите методы обучения, используемые на уроках обобщения и систематизации знаний;
- приведите пример урока, на котором метод обучения воплощается в прием и, наоборот;
Основные понятия: метод, средства обучения, словесных, наглядных и практических методов обучения.
Задания творческого характера:
1. В чем заключается различие между понятиями «принцип обучения» и «метод обучения»?
Понятие | Общие черты | Различия |
Принцип обучения (определение) | ||
Метод обучения (определение) |
2. К какому понятию относятся способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается усвоение знаний, умений и навыков, развиваются познавательные способности и формируется мировоззрение школьников?
- принцип обучения;
- организационная форма обучения;
- структура урока;
- содержание образования;
- метод обучения;
- методический прием.
Ответ:___________ Собственный вариант ответа: _____________
3. Какие факторы определяют выбор методов обучения?
- психологическое состояние учителя;
- возраст учеников;
- характерные особенности изучаемого предмета;
- учебные цели и задачи;
- способ организации взаимодействия учителя и учащихся;
- уровень экономического и социального развития общества;
- наличие технических средств обучения;
- уровень мотивации деятельности учащихся.
Ответ: _____________ Собственный вариант ответа: ____________________
4.Представьте характеристику «метода проектов» при обучении учащихся Заполните таблицу:
Метод обучения | Функции учителя | Функции ученика | Средства обучения | Организационная форма обучения | Условия успешного применения |
Метод проектов |
5.Можно ли считать анализ, синтез, индукцию и дедукцию методами обучения?
- можно, так как они показывают путь овладения знаниями;
- индукция и дедукция – формы мышления учащихся, посредством которых они овладевают знаниями, следовательно, это и есть методы обучения;
- анализ, синтез, индукция и дедукция – категории психологии, а не дидактики, поэтому к методам обучения они отношения не имеют;
- анализ и синтез – методы научного исследования, а индукция и дедукция – логические умозаключения, поэтому неправомерно считать их методами обучения;
Ответ: _____________ Собственный вариант ответа: ___________________
6.Проанализируйте практические методы обучения и заполните таблицу.
Практический метод обучения | Общее | Различия |
Лабораторные опыты | ||
Работа с учебником | ||
Работа с дополнительной литературой | ||
Учебно-производственный труд |
Литература
1. Борытко Н.М. и др. Педагогика: учеб. пос. для вузов.- М.: Академия, 2007
2. Каменская Е.Н. Педагогика: учеб. пос.- М.: ИТК «Дашков и К», 2007
3. Педагогика: учеб. для студ. вузов/ под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТК Велби; Проспект, 2006
4. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Ч.1: учеб. для студ. вузов.- М.: Владос, 2003
5. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пос. для студ. вузов. - 10-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2011.
6. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пос. для студ. вузов. - 9-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2008.
7. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пос.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Гардарики, 2002
Электронно – цифровые ресурсы
1. Агеева Л.Г. Психология и педагогика: Учебно-методические указания к семинарским занятиям
http://window.edu.ru/window/library?p_rid=58825
2. Шарохина Е.В., Елисеева Л.В., Буслаева Е.М., Зубкова А.С., Петунин С.А., Фролова М.В. Теория обучения: конспект лекций Издательство: Эксмо, 2008 г.
http://www. knigafund.ru/books/48514