План
1. Обучение как способ организации педагогического процесса.
2. Функции и движущие силы процесса обучения.
3. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения.
4. Логика процесса обучения и структура усвоения.
5. Виды обучения и их характеристика.
Основные понятия: дидактика, образовательная, воспитывающая, развивающая функции, чувственное познание, абстрактное мышление, догматическое обучение, объяснительно-иллюстративное обучение, программированное обучение, проблемное обучение, алгоритмическое обучение, развивающее обучение, дистанционное обучение.
Задания творческого характера:
1. Проанализируйте ряд определений понятия «процесс обучения». Заполните таблицу:
Определение понятия «процесс обучения» | На чем сделан акцент (впишите важнейшие понятия из каждого определения) | Что общего | В чем различие |
«Целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебной деятельности учащихся по овладению научными знаниями <…> Харламов И.Ф. | |||
«Целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников» Ю.К. Бабанский | |||
«Процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества П.И.Пидкасистого. | |||
Процесс обучения — это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями И.П. Подласый | |||
процесс обучения — это целенаправленный процесс взаимодействия обучающих и обучаемых, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие последних. Л.П.Крившенко |
2. Какие из перечисленных признаков являются особенностями процесса обучения, а какие характеризуют случайный акт обучения: 1) непродолжительность, 2) планомерность, 3) систематичность, 4) спонтанность, 5) организованность, 6) нацеленность на результат, 7) воспитательная направленность?
Ответ: ________________________
3. Что является движущей силой процесса обучения:
1) ответственность учащихся за свои знания;
2) требования учителей, предъявляемые школьникам;
3) противоречие между возможностями ученика и его потребностями;
4) понимание учащимися необходимости получения образования;
Ответ:___________________________________________________________
4. Какая из приведенных ниже схем правильно отражает структуру процесса обучения?
Дайте пояснения.
1) 2)
Пояснения _____________________________________________
5. Какие из перечисленных ниже функций являются функциями процесса обучения?
- коррекционная;
- образовательная;
- диагностическая;
- воспитательная;
- развивающая;
- оздоровительная.
Ответ:___________________________________________________________
6. Восстановите соответствие между деятельностью учителя и ученика в рамках проблемного обучения.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. | 1. Осознает противоречия в предложенных ситуациях. |
2. Организует размышление над проблемой. | 2. |
3. | 3. Выдвигает гипотезы и обсуждает их. |
4. Организует проверку гипотезы. | 4. |
Литература
1. Борытко Н.М. и др. Педагогика: учеб. пос. для вузов.- М.: Академия, 2007
2. Каменская Е.Н. Педагогика: учеб. пос.- М.: ИТК «Дашков и К», 2007
3. Педагогика: учеб. для студ. вузов/ под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТК Велби; Проспект, 2006
4. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Ч.1: учеб. для студ. вузов.- М.: Владос, 2003
5. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пос. для студ. вузов. - 9-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2008.
6. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пос. для студ. вузов. - 10-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2011.
7. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пос.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Гардарики, 2002
Электронно – цифровые ресурсы
1. Шарохина Е.В., Елисеева Л.В., Буслаева Е.М., Зубкова А.С., Петунин С.А., Фролова М.В. Теория обучения: конспект лекций Издательство: Эксмо, 2008 г.
http://www. knigafund.ru/books/48514