Принципов бюджетной системы РФ

Если классификация нужна для того, чтобы построить бюджеты по единому образу и подобию, то принципы - это основополагающие идеи, которые должны способствовать правильной работе бюджетов, своего рода заповеди, без соблюдения которых финансовый организм государства будет работать себе во вред.

Принципы подробно раскрыты в статьях БК, покажем только некоторые их составляющие.

1. Идея, в силу которой устанавливается единый порядок формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы РФ, лежит в основе принципа единства бюджетной системы РФ.

2. Идея о том, что доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов должны быть закреплены за каждым отдельно взятым бюджетом, равно как и полномочия ответственных органов по наполнению бюджетов, расходованию бюджетных средств и финансированию дефицита соответствующего бюджета, лежит в основе принципа разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ.

3. Идея, согласно которой органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом, входит в состав принципа самостоятельности бюджетов.

4. Мысль, в силу которой соглашения между органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие Кодексу, являются недействительными, является составной частью принципа равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований.

5. Требование в обязательном порядке и полном объеме отражать в соответствующих бюджетах все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов образует принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов.

6. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета - принцип сбалансированности бюджета.

7. Достижение результата с использованием наименьшего объема средств - принцип эффективности использования бюджетных средств.

8. Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета - принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов.

9. Обеспечение доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на едином портале бюджетной системы РФ - принцип прозрачности (открытости).

10. Реалистичность расчета доходов и расходов бюджета - принцип достоверности бюджета.

11. Бюджетные ассигнования доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования - принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

12. Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся - принцип подведомственности расходов бюджетов.

13. Зачисление всех кассовых поступлений на единый счет бюджета РФ - принцип единства кассы.

II. Доходы бюджетов

Формирование доходов бюджетов основывается на бюджетном законодательстве и законодательстве об обязательных платежах. К последнему прежде всего относятся налоговое законодательство и Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы РФ с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

Кодекс разделяет доходы бюджетов на налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Так, налоговыми являются доходы не только от всех видов налогов, действующих в РФ, но и доходы от сборов, а также пеней и штрафов по ним. Ко второму виду можно, например, отнести средства самообложения граждан - это источник неналоговых доходов местных бюджетов, представляющий собой разовые платежи целевого назначения. К безвозмездным поступлениям относятся, например, дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ.

К формированию неналоговых доходов бюджетов имеют прямое отношение нормативные правовые акты, устанавливающие суммы штрафов, взыскиваемых в качестве наказания за совершение того или иного правонарушения, а также иные суммы принудительного изъятия, например, средства, полученные в возмещение вреда. В БК содержатся правила распределения сумм штрафов по бюджетам бюджетной системы РФ. Например, суммы штрафов за нарушение законодательства РФ о рекламе и неисполнение предписаний антимонопольного органа зачисляются:

- в федеральный бюджет - по нормативу 40%;

- в бюджет субъекта РФ, на территории которого зарегистрированы юридические лица или индивидуальные предприниматели, допустившие нарушение законодательства РФ о рекламе, - по нормативу 60%.

Кодекс помимо налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений отдельно называет собственные доходы бюджетов, в состав которых входят только те поступления, подпадающие под общепринятую классификацию, которые зачисляются в эти бюджеты полностью.

Все классифицируемые таким образом доходы Кодекс разделяет на доходы:

1) федерального бюджета;

2) бюджетов субъектов РФ;

3) местных бюджетов.

Рассмотрим их по отдельности.

1. В Кодексе перечислены все налоговые и неналоговые доходы федерального бюджета. Например, к первым относится налог на прибыль организаций, который зачисляется в федеральный бюджет по нормативу 100%. Ко вторым - таможенные пошлины и таможенные сборы, зачисляемые в федеральный бюджет по нормативу 100%.

В БК определены полномочия РФ по формированию доходов бюджетов, в сущности, это совокупность ограничений, которые Кодекс накладывает на установление новых налогов, их отмену или изменение, а также на любые изменения законодательства, которые приводят к изменению доходов бюджетов бюджетной системы РФ.

2. По той же схеме регулируются доходы бюджетов субъектов РФ. В Кодексе закреплены все налоговые и неналоговые доходы субъектов РФ. Например, к первым относится налог на имущество организаций, зачисляемый в бюджет субъекта федерации по нормативу 100%. Ко вторым - плата за негативное воздействие на окружающую среду, зачисляемая в бюджет субъекта по нормативу 40%, а если это город федерального значения, то 80% (в федеральный бюджет зачисляется 20%, в бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов зачисляется 40%).

В БК определены полномочия субъектов РФ по установлению нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты. В сущности, это закрепление права субъекта РФ делиться с местными бюджетами доходами от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащими зачислению в бюджет субъекта РФ. В отношении отчислений от налога на доходы физических лиц закрепляется уже не право, а обязанность - в местные бюджеты должно зачисляться не менее 20% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ от указанного налога.

Полномочия субъектов РФ по формированию доходов бюджетов субъектов РФ также представляют собой совокупность правил и ограничений, которые Кодекс накладывает на субъектов РФ в сфере регионального законотворчества, затрагивающего налоги и сборы, изменяющего доходы бюджетов бюджетной системы РФ.

3. Регулирование доходов местных бюджетов подчиняется той же логике.

В отношении налоговых доходов следует отметить, что к ним отнесены не только поступления от местных налогов (норматив 100%), но и от федеральных тоже по установленным нормативам, например, от федерального налога на доходы физических лиц 10% поступает в бюджеты поселений. По отдельности Кодексом урегулированы налоговые доходы муниципальных районов и городских округов.

Неналоговые доходы местных бюджетов перечислены в БК с учетом особенностей соответствующих доходов, поступающих в бюджеты муниципальных районов, городских округов и поселений.

Кодекс закрепляет полномочия муниципального района по установлению нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов в бюджеты поселений, а также полномочия муниципальных образований по формированию доходов местных бюджетов.

III. Расходы бюджетов

В БК часто, когда говорится о расходах, используется понятие "бюджетные ассигнования". Кодекс дает ему следующее определение - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. Собственно расходы - это и есть те самые обязательства, которые должны быть выполнены в отдельно взятом году отдельно взятым бюджетом, вот почему в Кодексе еще используется понятие "расходные обязательства".

Особенности расходов в бюджетном праве:

1) обладают объемом (это определенная сумма денежных средств);

2) рассчитываются только на финансовый год (ограничены во времени);

3) всегда имеют отношение к конкретному бюджету (привязаны к бюджету);

4) юридически закрепляются как обязательства (другие участники бюджетных отношений имеют право на получение указанных денежных средств).

Виды бюджетных ассигнований перечислены в БК, и первое место в списке занимает оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд.

Оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) предшествует формирование государственного (муниципального) задания, которое в обязательном порядке должно содержать:

- показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);

- порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;

- требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с 1 января 2014 года).

Особенности этих и других видов бюджетных ассигнований регламентированы статьями Кодекса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: