Стратегические направления развития торгово-экономических отношений
России
Диверсификация товарной и отраслевой структуры торговли и развитие современных механизмов участия российских предприятий в системе современной международной торговли
Обеспечение равноправного положения России в рамках международной торговой системы и возможности использования ее потенциала для эффективного участия российской экономики в системе международной торговли товарами и услугами
Совершенствование применения инструментов защиты внутреннего рынка
Развитие инфраструктуры для интеграции российских предприятий в международную торговлю
Активизации участия России в региональных торгово-политических блоках
Совершенствование системы регулирования торговли товарами, услугами и международного инвестирования на автономной основе
Рис. 2. Стратегические направления развития торгово-экономических
отношений России
Диверсификация товарной и отраслевой структуры торговли и развитие современных механизмов участия российских предприятий в системе современной международной торговли является важнейшим фактором повышения не только конкурентоспособности, но и стабильности внешнеэкономических связей России и должно стать одним из средств сохранения их стабильности в случае снижения цен на мировых рынках сырья и топлива.
|
|
Важным направлением диверсификации экспорта должно стать развитие экспорта услуг, в первую очередь — транспортных услуг, и, в частности, в области транзита (включая наземные и воздушные перевозки).
Расширению круга участников внешнеторговых операций и диверсификации номенклатуры экспорта товаров и услуг должны способствовать меры, связанные с включением в международные эконо-
мические отношения малого бизнеса. Этому должны способствовать как меры, связанные с развитием инфраструктуры в области экспорта в целом, так и целенаправленное содействие повышению конкурентоспособности предприятий малого бизнеса.
Правовое и институциональное обеспечение участия России в международном разделении труда и факторов производства, прежде всего, предусматривает обеспечение равноправного положения России в рамках международной торговой системы и возможности использования ее потенциала для эффективного участия российской экономики в системе международной торговли товарами и услугами.
Ключевым элементом создания благоприятных торгово-полити-ческих условий для развития торговли товарами, услугами и инвестирования является завершение на приемлемых для России условиях процесса присоединения к многосторонней системе регулирования. Это позволит осуществить переход от двусторонней договорно-правовой базы торговли к многосторонней, которая является основной для большинства государств мира и определяет развитие международной торговли (косвенно этот шаг может способствовать также улучшению инвестиционного климата).
|
|
Совершенствование применения инструментов защиты внутреннего рынка является важнейшим условием предотвращения или устранения неблагоприятных последствий, связанных с искажениями конкурентной среды или применениями методов недобросовестной конкуренции в международной торговле, а также средством регулирования условий доступа на внутренний рынок с учетом торгово-по-литических условий и структурных особенностей национальной экономики. Значение повышения качества работы в данном направлении определяется необходимостью обеспечения совместимости законодательства и практики с международно-признанными нормами и правилами.
Наиболее важным направлением в данной области является расширение эффективного применения действующего законодательства в области антидемпинговых, компенсационных и защитных мер, которое потребует соответствующего кадрового обеспечения.
Импортный тариф России после присоединения к ВТО будет долгосрочно стабилен, что создаст дополнительные элементы предсказуемости для экономических операторов и инвесторов. Применение нетарифных мер регулирования будет осуществляться на основе действующего российского законодательства, которое обеспечивает соответствие нормам и правилам многосторонней системы и позволит применять данные меры без ущерба для развития международной торговли на транспарентной и недискриминационной основе.
Развитие инфраструктуры для интеграции российских предприятий в международную торговлю и движение факторов производства является важной предпосылкой успешного развития торговли и инвестирования и фактором повышения конкурентоспособности. Среди направлений, связанных с предпринимательской деятельностью, можно выделить следующие:
- развитие элементов инфраструктуры в области транспорта, те
лекоммуникаций, доступа к информационным ресурсам;
- развитие механизмов делового сотрудничества в форме ассоци
аций экспортеров (в особенности с участием малого бизнеса), которые
могли бы обеспечить консультации, юридическую помощь, содейство
вать участию в выставках, представлять интересы за рубежом, осу
ществлять рекламу и т. п.;
- развитие рынка услуг, связанных с экспортной деятельностью.
Повышению конкурентоспособности российских предприятий
также может способствовать развитие законодательства в области электронной коммерции (совершенствование законодательства об электронно-цифровой подписи).
Важнейшей предпосылкой использования и развития конкурентных преимуществ и имеющихся ресурсов в международной торговле является развитие образования, подготовки и переподготовки кадров в области торговой политики и международного бизнеса. Основными направлениями подготовки кадров являются: применение инструментов торговой политики, применение мер защиты внутреннего рынка, разрешение торговых споров. Укрепление кадрового состава требуется как для государственных органов на федеральном уровне, так и, в значительной мере, для предприятий, осуществляющих внешнеторговую деятельность.
Необходимо совершенствование системы статистики в области торговли товарами, услугами и иностранных инвестиций и механизмов распространения такой информации.
Расширение круга торговых партнеров, поиск новых рынков сбыта товаров и услуг потребует развития двусторонних отношений и активизации участия России в региональных торгово-политических блоках. Участие в интеграционных процессах и либерализация торговли и движения факторов производства в рамках региональных объединений является важнейшим фактором развития внешнеэкономических связей и повышения конкурентоспособности в рамках мирового рынка.
|
|
Повышению конкурентоспособности России в рамках мирового рынка также будет способствовать диверсификация географической структуры экспорта и развитие новых рынков в рамках двусторонних отношений (рис. 3).
Повышение конкурентоспособности России в рамках мирового рынка
Диверсификация географической структуры экспорта и развитие
новых рынков сбыта
Обеспечение торгово - | Реализация мер по | Контроль за |
политической и | выявлению случаев | выполнением |
юридической поддержки | дискриминации | торговыми |
российских экспортеров | российских | партнерами |
и инвесторов за | экспортеров и | своих |
рубежом, включая | инвесторов, | обязательств по |
повышение | эффективному | международным |
эффективности | содействию | торговым |
деятельности торговых | устранения мер, | соглашениям |
представительств | препятствующих | |
России | доступу на рынок |
Рис. 3. Повышение конкурентоспособности России в рамках
мирового рынка
Особое значение следует придать развитию сотрудничества со странами со стремительно развивающимися экономиками как в области обеспечения доступа на рынок этих стран, так и в форме сотрудничества с компаниями этих стран на третьих рынках, в том числе в форме реализации совместных инвестиционных проектов и совместных производств.
Участие в региональных экономических блоках и группировках становится все более важным направлением развития российской торговой политики.
В рамках СНГ приоритетными направлениями будут следующие:
- завершение формирования полномасштабной зоны свободной
торговли;
- повышение эффективности использования топливно-энергети
ческого комплекса, рационализация системы обеспечения топливно-
энергетическими и водными ресурсами на основе применения рыноч
ных механизмов взаиморасчетов;
|
|
- совместное освоение топливно-энергетических и других сырье
вых ресурсов, решение проблем их поставок и транзита;
- создание условий для технического перевооружения произ
водства с широким использованием продукции, выпускаемой в го
сударствах-участниках СНГ на базе производственной кооперации и
налаживание инвестиционного сотрудничества;
- повышение эффективности использования национальных
транспортных комплексов на основе реализации долгосрочной согла
сованной политики углубления производственной кооперации в об
ласти транспорта, создания благоприятных условий для транзитных
перевозок грузов и пассажиров, развития и скоординированного при
менения новых технологий, обеспечивающих повышение безопаснос
ти перевозок;
- разработка и реализация наиболее перспективных совмест
ных программ и проектов;
- формирование в Содружестве более открытой конкурентоспо
собной среды в целях повышения конкурентоспособности товаров и
услуг;
- сотрудничество в борьбе с организованной преступностью,
терроризмом, незаконной миграцией, а также взаимодействие в об
ласти противодействия легализации преступных доходов и финанси
рованию терроризма;
- сотрудничество в гуманитарной и социальной сферах;
- взаимодействие в области предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в об
ласти экологии и охраны окружающей среды.
Сотрудничество в рамках ЕврАзЭС будет развиваться по следующим направлениям:
- формирование условий для создания таможенного союза;
- проведение согласованной экономической политики;
- формирование и совместное развитие энергетического рын
ка, Транспортного союза и реализация транзитного потенциала
ЕврАзЭС;
- взаимодействие в агропромышленном секторе;
- формирование общего рынка услуг;
- формирование общего финансового рынка и развитие валют
ной интеграции;
- сотрудничество в социально-гуманитарной сфере и в области
миграционной политики.
Важнейшим направлением остается развитие ЕЭП, а также выполнение согласованных планов формирования договорно-правовой базы, обеспечивающей единое экономическое пространство в соответствии с достигнутыми договоренностями и с учетом особенностей, темпов и направлений развития гармонизации национального законодательства стран-участниц.
В Союзном государстве намечено осуществлять единую политику в области ценообразования, включая вопросы регулирования цен и тарифов. Предусматривается введение единых принципов взима-
ния налогов, независимо от места нахождения налогоплательщиков в рамках территории Союзного государства.
Совершенствование системы регулирования торговли товарами, услугами и международного инвестирования на автономной основе позволит улучшить практику применения мер в области регулирования торговли товарами и услугами с учетом специфики развития российских внешнеэкономических связей и законодательства.
Одним из направлений в данной области станет совершенствование мер в области регулирования перемещения товаров через таможенную границу физическими лицами в направлении дальнейшего упорядочения и сокращения неорганизованной торговли.
Таким образом, основные направления развития торгово-экономических отношений России в настоящее время весьма разнообразны, их реализация в перспективе призвана еще больше укрепить внешнеторговое партнерство и сотрудничество с иностранными государствами.
Л. Ф. Уварова