Из эмпирических методов наиболее часто используются наблюдение, беседа и педагогический эксперимент.
Беседа может быть двух видов: репродуктивная и эвристическая (поисковая). По структуре беседа состоит из вопросов и ответов. Результат беседы в большей мере зависит от содержания и последовательности вопросов.
В ходе исследования используются как учебные, так и исследовательские беседы. На учебных беседах базируется организация самого процесса обучения, исследовательские же используются для разрешения того или иного вопроса по ходу самого исследования (беседа с учеником, педагогом, родителем и др.).
Однородным с беседой методом является опрос. Устная форма опроса - интервью, письменная - анкета. Анкеты могут быть закрытыми, когда респонденту необходимо выбрать ответ только из предлагаемых вариантов; открытыми, когда ответ формулируется респондентом самостоятельно; и комбинированными (или полуоткрытыми), когда наряду с предлагаемыми, формулировками возможных вариантов ответа дается и "свободная строчка" для собственного варианта.
|
|
Одними из ведущих методов педагогических исследований являются опытно-экспериментальные. По сути, опытная педагогическая работа является разновидностью эксперимента и служит средством проверки гипотезы.
Словари дают несколько толкований понятию эксперимент. Возьмем в качестве рабочего определения экспериментальной работы следующее: это целенаправленная, научно организованная, обоснованная и поэтапно контролируемая деятельность по созданию и апробации новых технологий воспитания, обучения, управления. Иными словами, сущность эксперимента состоит в проверке эффективности предлагаемой модели учебно-воспитательного процесса (или её элемента) в ходе педагогической деятельности. При этом цель конкретного эксперимента - получение фактов для проверки истинности гипотезы.
Педагогический эксперимент позволяет не только установить причинно-следственные связи между исследуемыми процессами (новый метод и его эффективность), но и выявить механизмы причинной зависимости. Эксперимент позволяет в реальных условиях апробировать новые методики, в том числе, новые методы и приемы работы, новые формы организации учебного процесса и т.д.
В зависимости от цели различают констатирующий, контрольный и формирующий эксперименты. В ходе констатирующего эксперимента делается "срез" состояния исследуемого объекта в данный (обычно начальный) момент. Формирующий (еще его называют созидательный или преобразующий) эксперимент позволяет проверить на практике новые формы и методы работы, а контрольный - применяют для получения сравнительных данных, характеризующих традиционные формы и методы. Обычно его проводят в контрольных группах или классах.
|
|
Чтобы правильно выбрать методы для своего исследования необходимо учитывать следующие критерии:
- адекватность объекту, предмету, общим задачам исследования, накопленному материалу;
- соответствие современным принципам научного исследования;
- прогностичность, т.е. научная обоснованность, что выбранный метод даст новые и надежные результаты;
- соответствие логическому этапу исследования;
- максимальная направленность на развитие личности воспитанника;
- комплексная взаимосвязь с другими методами;
- эффект возмущения, т.е. насколько применение самого метода искажает реальную действительность, вносит в нее возмущение.