Эмпирические методы

Из эмпирических методов наиболее часто используются наблюдение, беседа и педагогический эксперимент.

Беседа может быть двух видов: репродуктивная и эвристическая (по­исковая). По структуре беседа состоит из вопросов и ответов. Результат беседы в большей мере зависит от содержания и последовательности вопросов.

В ходе исследования используются как учебные, так и исследователь­ские беседы. На учебных беседах базируется организация самого про­цесса обучения, исследовательские же используются для разрешения того или иного вопроса по ходу самого исследования (беседа с учеником, педагогом, родителем и др.).

Однородным с беседой методом является опрос. Устная форма опро­са - интервью, письменная - анкета. Анкеты могут быть закрытыми, когда респонденту необходимо выбрать ответ только из предлагаемых вариан­тов; открытыми, когда ответ формулируется респондентом самостоятель­но; и комбинированными (или полуоткрытыми), когда наряду с предлагаемыми, формулировками возможных вариантов ответа дается и "свобод­ная строчка" для собственного варианта.

Одними из ведущих методов педагогических исследований являются опытно-экспериментальные. По сути, опытная педагогическая работа является разновидностью эксперимента и служит средством про­верки гипотезы.

Словари дают несколько толкований понятию эксперимент. Возьмем в качестве рабочего определения экспериментальной работы следующее: это целенаправленная, научно организованная, обоснованная и поэтапно контролируемая деятельность по созданию и апробации новых техноло­гий воспитания, обучения, управления. Иными словами, сущность экспе­римента состоит в проверке эффективности предлагаемой модели учебно-воспи­тательного процесса (или её элемента) в ходе педагогической деятель­ности. При этом цель конкретного эксперимента - получение фактов для проверки истинности гипотезы.

Педагогический эксперимент позволяет не только установить причин­но-следственные связи между исследуемыми процессами (новый метод и его эффективность), но и выявить механизмы причинной зависимости. Эксперимент позволяет в реальных условиях апробировать новые методики, в том числе, новые методы и приемы работы, новые формы организации учебного процесса и т.д.

В зависимости от цели различают констатирующий, контрольный и формирующий эксперименты. В ходе констатирующего эксперимента делается "срез" состояния исследуемого объекта в данный (обычно на­чальный) момент. Формирующий (еще его называют созидательный или преобразующий) эксперимент позволяет проверить на практике новые формы и методы работы, а контрольный - применяют для получения сравнительных данных, характеризующих традиционные формы и мето­ды. Обычно его проводят в контрольных группах или классах.

Чтобы правильно выбрать методы для своего исследования необходи­мо учитывать следующие критерии:

- адекватность объекту, предмету, общим задачам исследования, накопленному материалу;

- соответствие современным принципам научного исследования;

- прогностичность, т.е. научная обоснованность, что выбранный метод даст новые и надежные результаты;

- соответствие логическому этапу исследования;

- максимальная направленность на развитие личности воспитанника;

- комплексная взаимосвязь с другими методами;

- эффект возмущения, т.е. насколько применение самого метода искажает реальную действительность, вносит в нее возмущение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: