Апелляция к нездоровью

- Всякий раз, когда в дневнике плохая оценка или записано замечание, у меня сильно разбаливается сердце. Ты не отлучайся тогда из дома, а то вдруг и "скорую" некому будет вызвать. С этим шутки плохи. Останешься без мамы...

Мишень воздействия - опасность сердечного приступа. Приманка - желание пойти гулять. Но нельзя, надо сидеть дома. Понуждение к действию - приносить "хороший" дневник.

Разговаривая на равных (В->В), мать одновременно скрыто обращается к позиции Родитель (В-->Р). Действительно, если ребенок будет исходить из высоких требований к себе, хорошо учиться (позиция Р), то это будет ей защитой от сердечных расстройств. Если в школе не подтянется, то придется дежурить возле мамы (позиция покровительства, то есть опять позиция Р).

Трансактная схема приведена на рис. 46.

Рис. 46

Мотивация к учебе

Мальчик не хотел учиться читать. Родители "организовали" ему письмо от понравившейся ему девочки с приглашением на день рождения. Получив послание, мальчик стал просить родителей прочесть его, а те все отнекивались - некогда.

Наконец, прочли - и "узнали", что день рождения за дни отнекивания уже прошел. Сын страшно переживал, но после этого потребовал учить его читать. И занимался с большим интересом!

Подтвердилась замечательная мысль Льва Толстого, что истинное обучение начинается лишь тогда, когда у обучаемого возникает проблема и учеба отвечает на вопрос, как эту проблему решить.

Апелляция к чувству любви

- Дочка, любишь ли ты свою маму?

- Конечно, мамочка. А почему ты спрашиваешь?

- Видишь ли, когда любят, то берегут, стараются не расстраивать.

- А чем я тебя расстроила?

- Сама посуди (излагаются претензии). Как мне думать, любит меня моя дочь или нет?

Диалог проходит в три стадии. На первой осуществляется пристройка на эмоциональном уровне: Д->Д (рис. 47, а). Следующий обмен репликами - на рациональном уровне: В<->В (рис. 47, б). И заключительное замечание содержит обращение и к В, и к Д: первое - на явном уровне, второе - на скрытом (рис. 47, в).

     
а б в

Рис. 47

На схемах видно, как постепенно "градус" отношений поднимается все выше: мать постепенно переметнется от позиции Д к позиции Р.

"Заочная похвала"

Родители в разговоре друг с другом или с кем-то из посторонних (гостей или по телефону) хвалят своего ребенка за какой-то его успех или хорошее поведение. Вся хитрость состоит в том, что говорится это "не для ребенка", но так, чтобы он мог "нечаянно" услышать.

Всякая похвала является сильнейшим средством управления человеком. Тем более детьми, чье существование намного более эмоционально и потребность в положительных эмоциях значительно выше. (Не случайно дети, ведущие себя более естественно, чем взрослые, смеются раз в 20 больше взрослых.)

Однако заочная похвала действует еще более эффективно, нежели похвала открытая. Последняя представляет собой прямое управление, и дети довольно быстро "раскусывают" это, подсознательно чувствуя манипулятивный характер некоторых похвал.

Заочная похвала лишена этого недостатка. Кроме того, она показывает, что родители хвалят не всегда, когда ребенок этого заслужил, а в особых случаях. Таким образом, отсутствие похвалы не означает неодобрения, а может подразумевать и молчаливую похвалу. Тем самым родители избавлены от необходимости хвалить за каждую мелочь, а количество положительных эмоций у ребенка от общения с родителями возрастает. А это очень важно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: