При утилизации АПЛ

За счет средств России и международной техни­ческой помощи США, Норвегии, Великобритании и Канады на предприятии создана уникальная, не имеющая аналогов в мире инфраструктура комп­лексной промышленной утилизации АПЛ всех ти­пов (проектов), которая будет использоваться для утилизации НК с ЯЭУ.

Созданная инфраструктура соответствует как российским, так и международным требованиям обеспечения ядерной, радиационной и экологичес­кой безопасности и позволяет комплексно решать практически все проблемы, связанные с процессом утилизации АПЛ.

В состав инфраструктуры комплексной утилиза­ции АПЛ на ЦС «Звездочка» входят следующие ос­новные объекты:

- береговой комплекс выгрузки (БКВ) отработав­шего ядерного топлива;

- береговая площадка для временного хранения контейнеров с ОЯТ;

- комплекс временного хранения и переработ­ки (кондиционирования) жидких и твердых радио­активных отходов;

- спецнабережная;

- участок производства стапельных работ, в со­став которого входят док-камера и плавдок;

- специализированный участок механической резки металлолома;

- специализированные участки газовой резки черного и цветного металлолома;

- специализированный участок переработки электрического кабеля.

Имеющиеся в настоящее время производствен­ные мощности предприятия позволяют:

- выполнять промышленную утилизацию до ше­сти АПЛ в год:

- выполнять выгрузку ОЯТ из реак­торов четырех утилизируемых АПЛ в год;

- обеспечивать обращение и временное хране­ние ОЯТ;

- выполнять утилизацию других видов вооруже­ния и военной техники;

- перерабатывать металлолом объемом до 17 тыс. т в год;

- перерабатывать до 1500 м3 жидких радиоактивных отходов (ЖРО) в год;

- перерабатывать до 200 м3 твердых радиоак­тивных отходов (ТРО) в год.

Выгрузка ОЯТ из реакторов НК класса «Адми­рал Ушаков» на ЦС «Звездочка» может произво­диться по двум вариантам: с использованием БКВ МП «Звездоч­ка» и с применением ПТБ ВМФ.

Проектной и эксплуатационной документацией НК класса «Адмирал Ушаков» предусмотрено, что перегрузка ОЯТ будет осуществляться с помощью ПТБ ВМФ. Но до настоящего момента операции по перезарядке реакторов кораблей с ЯЭУ класса «Ад­мирал Ушаков» не проводились, поэтому перегру­зочное оборудование не было опробовано. Еще одной проблемой, связанной с выгрузкой ОЯТ с по­мощью ПТБ ВМФ, является напряженный график ее использования для нужд ВМФ.

В связи с тем, что для оценки целесообразности выгрузки ОЯТ с помощью береговых объектов тре­буется выполнение ряда проектно-технологических проработок, решение о варианте выгрузки ОЯТ дол­жно быть принято на последующих этапах разработки проекта утилизации НК с ЯЭУ класса «Адми­рал Ушаков».

Этапы подготовки к выгрузке, выгрузки ОЯТ и отправки его на переработку на ПО «Маяк»:

- подготовка корабля и предприятия к выгрузке ОЯТ;

- подготовка БКВ (ПТБ) к выгрузке ОЯТ;

- выгрузка ОЯТ из реакторов;

- временное хранение ОЯТ на площадке времен­ного хранения МП «Звездочка» (при выгрузке БКВ) или на ПТБ (при выгрузке ПТБ);

- перегрузка ОЯТ в спецэшелон и отправка на ПО «Маяк» для переработки.

Выгрузка ОЯТ производится на спецнабережной предприятия.

Отправка выгружаемого на ЦС «Звездоч­ка» ОЯТ на переработку производится в порту Бе­ломорской ВМБ или с участка работ со спецэшело­ном БКВ в соответствии с технологическим регла­ментом ВНИПИЭТ.

РАО являются техногенными источниками иони­зирующего излучения, которое может оказывать три вида радиационного воздействия на биосферу:

- внешнее облучение человека;

- внутреннее облучение человека;

- радиоактивное загрязнение окружающей сре­ды, становящейся в результате этого дополнитель­ным источником облучения людей.

Все виды радиационного воздействия на био­сферу имеют негативный характер. Поэтому основ­ной задачей обращения с РАО в процессе утилиза­ции является снижение радиационного воздействия до разумно достижимого минимума с учетом са­нитарно-гигиенических норм, экономических и со­циальных факторов. При утилизации НК с ЯЭУ на ЦС «Звездочка» поставленная задача будет решать­ся с помощью комплекса специальных мероприя­тий, который представляет собой последователь­ность следующих этапов.

А. Обращение с газообразными радиоактивны­ми отходами (ГРО):

- очистка на фильтрах для снижения актив­ности до уровней, регламентируемых установлен­ными НРБ-99 допустимыми выбросами радиоактив­ных веществ (при необходимости);

- удаление в атмосферу.

Б. Обращение с ЖРО и ТРО:

- сбор в местах образования;

- транспортирование по территории предприя­тия к месту временного хранения;

- временное хранение;

- переработка;

- временное хранение вторичных ТРО;

- размещение ТРО в БРО утилизируемых АПЛ или передача вторичных ТРО на захоронение.

Мероприятия по обращению с РАО при утили­зации НК с ЯЭУ на ЦС «Звездочка» будут проводиться по специально разработанной технологической схеме, обеспечивающей выполнение следующих ус­ловий:

- минимальное количество (объем, масса) и активность (объемная, удельная) производственных РАО;

- радиационная безопасность.

Обращение с РАО производится в соответствии со схемами и инструкциями, действующими на предприятии, с учетом количественного и каче­ственного состава РАО, образующихся при утили­зации НК класса «Адмирал Ушаков».

РАО подлежат переработке на специализиро­ванных объектах ЦС «Звездочка». ТРО после под­готовки в соответствии с требованиями руководя­щих документов собирают в контейнеры, часть заг­ружают для длительного хранения в реакторные от­секи утилизируемых АПЛ или сформированное ре­акторное помещение НК класса «Адмирал Ушаков», а часть хранят на площадке временного хранении ЦС «Звездочка». Учет образования, обращения и движения РАО всех видов в процессе утилизации должен осуществлять отдел ядерной и радиацион­ной безопасности предприятия.

ТРО, образующиеся в процессе выгрузки ОЯТ и подготовки БРО к долговременному хранению, а также ТРО, накопленные в процессе эксплуатации корабля (заменяемое при ремонте оборудование и элементы ЯЭУ), могут размещаться внутри БРО в соответствии с требованиями РД95.10548-2000 «От­ходы радиоактивные твердые. Размещение в реак­торных отсеках утилизируемых АПЛ. Общие техни­ческие требования». Документ требует доработки в части распрост­ранения его на НК с ЯЭУ. НИКИЭТ им. Н. А. Доллежаля» планирует выполнить корректировку документа.

Утилизация НК класса «Адмирал Ушаков» будет сопровождаться образованием жидких, твердых и газообразных материалов, содержащих токсичные вещества, представляющие опасность для населения и природной среды: атмосферы, водоемов, почвы.

Ориентировочное количество токсичных про­мышленных отходов (ТПО), образующихся при утилизации НК класса «Адмирал Ушаков», приведено в табл. 69. Состав и объем ТПО, образующихся при утили­зации НК класса «Адмирал Ушаков», будет уточнен при разработке комплекта документации для ути­лизации корабля.

Таблица 69

Ориентировочное количество жидких и твердых токсичных промышленных отходов по классам опасности, образующихся при утилизации НК класса «Адмирал Ушаков» [8], т

ЦС «Звездочка» несет ответственность за безо­пасность временного хранения нереализуемых опасных материалов на территории предприятия и обеспечивает удаление с территории предприя­тия нереализуемых опасных материалов в места по их хранению и уничтожению.

Учет образования, обращения и движения не­реализуемых опасных материалов всех видов на предприятии осуществляет отдел охраны окружа­ющей среды.

Образование выбросов вредных химических веществ (ВХВ) в атмосферу происходит при очист­ке поверхности под тепловую резку, газовой резке, плазменной резке и воздушно-дуговой строжке.

Подготовка поверхности включает ее механичес­кую очистку от покрытий под линию реза, ширина которой составляет до 100 мм.

Газовая резка и воздушно-дуговая строжка яв­ляются основными операциями при разделке кор­пусных конструкций. При очистке линии реза образуется «твердая со­ставляющая»: лакокрасочные материалы в сухом отвержденном состоянии в виде мелкодисперсной пыли и металлическая пыль, содержащая марганец, медь, никель, свинец. При газовой резке, плазменной резке, воздуш­но-дуговой строжке образуется как «твердая составля­ющая» - металлическая пыль, содержащая оксиды марганца, оксиды хрома, никель, медь, алюминии, так и «газовая составляющая», содержащая оксид угле­рода и диоксид азота.

Расчет рассеивания вредных веществ в атмосфе­ре, возможного превышения ПДК вредных веществ для населенных мест на границе санитарно-защитной зоны и жилого массива для процесса утилиза­ции НК класса «Адмирал Ушаков» будет выполнен на этапе разработке комплекта документации для утилизации корабля.

Источником образования жидких токсичных от­ходов являются штатные рабочие среды НК класса «Адмирал Ушаков», промывные воды с нефтепро­дуктами и остатками рабочих сред, хозяйственно-бытовые сточные воды от производственных цехов и объектов, задействованных в утилизации. Штатные рабочие среды включают нефтепродукты (дизельное топливо, масла различных ма­рок), смазки различных типов (петролатум, пара­фин, церезин), кислоты, щелочи, пенообразова­тель, хладоны. Промывные нефтесодержащие воды проходят очистку от нефтепродуктов на очистных сооруже­ниях предприятия и биологическую очистку перед сбросом в водоем. Отработанные нефтепродукты сжигаются в котельной предприятия. Кислоты, щелочи, пенообразователь проходят обезврежива­ние на очистных сооружениях предприятия. Гидрав­лическая жидкость, хладоны требуют специальных технологических решений и оборудования. В насто­ящее время эти материалы накапливают и времен­но хранят в герметичных емкостях на территории предприятия.

Твердые токсичные отходы - специальные ре­зиновые, стеклопластиковые материалы, изоляци­онные материалы различного назначения, кабель, полимерные материалы различного назначения, асбестосодержащие материалы, смолы, адсорбенты, сухие отвержденные лакокрасочные материалы, прокладочные материалы, ткани. Как правило, от­ходы образуются в виде смешанных неразделимых материалов с остатками клеевой основы, лакокра­сочных материалов, металлической пыли.

Для исключения загрязнения почвы будут произ­водиться организованный сбор твердых токсичных отходов на специально предусмотренных площад­ках, затаривание в герметичные контейнеры и пос­ледующее размещение на хранение на площадке твердых промышленных отходов.

Утилизация тяжелого атомного ракетного крей­сера «Адмирал Ушаков» - стадия, завершающая жиз­ненный цикл корабля после его эксплуатации, - вклю­чает в себя совокупность организационно-техноло­гических мероприятий по подготовке к утилизации, выгрузке отработавшего ядерного топлива, его хранению, отправке на ПО»Маяк», разрезке и пере­работке корпусных конструкций и оборудования корабля, формированию БРО и отправке его в пункт длительного хранения.

На сегодняшний день работы по утилизации ко­раблей с ядерной энергетической установкой тако­го класса в нашей стране не проводились, однако, учитывая имеющийся в распоряжении ЦС «Звездоч­ка» современный, отвечающий всем требованиям бе­зопасности комплекс по утилизации АПЛ и НК, а так­же опыт реализации проектов по утилизации АПЛ и НК, можно утверждать, что данная задача может быть выполнена силами ЦС «Звездочка».

Несмотря на то что утилизация крейсер «Адми­рал Ушаков» представляет собой новую, техничес­ки и технологически сложную задачу, весь объем работ можно разделить по «классической» схеме на следующие блоки:

- разработка технико-экономической оценки вариантов выгрузки и утилизации корабля для вы­бора окончательного, наиболее оптимального;

- разработка, согласование проекта утилизации крейсера, разработка ОВОС, получение заключе­ния Государственной экологической экспертизы на утилизацию корабля;

- дооснащение существующих на ЦС «Звездоч­ка» мощностей, закупка необходимого оборудова­ния, в том числе для подводной резки;

- выгрузка ОЯТ, загрузка транспортных контей­неров, временное хранение контейнеров на пло­щадке ЦС «Звездочка» и отправка ОЯТ на ПО «Маяк»;

- разрезка корабля на части на плаву, постанов­ка частей в док-камеру ЦС «Звездочка»;

- утилизация носовой и кормовой оконечностей;

- сбор, переработка и отправка на хранение РАО и ТПО;

- формирование БРО, транспортирование его на ПВХ.

Изложенная выше схема позволит разделить сложную задачу на несколько более простых для четкого планирования финансирования и органи­зации работ по утилизации корабля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: