Основные нерешенные проблемы, сдерживающие темпы утилизации АПЛ и экологической реабилитации радиационно опасных объектов

К основным нерешенным проблемам необходимо отнести следующие:

- отсутствие железнодорожного сообщения между ДВЗ «Звезда» и станцией Смоляниново, обеспечивающего вывоз ОЯТ на переработку;

- отсутствие современных высокопроизводительных региональных центров кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов в Северо-Западном и Тихоокеанском регионах России;

- отсутствие окончательного решения вопросов по выбору оптимальных вариантов обращения с ОЯТ и РАО, накопленными на бывших береговых базах ВМФ, в том числе с дефектным ОЯТ и ОЯТ реакторов АПЛ класса «Альфа»; реабилитации зданий и сооружений этих объектов;

- задержка в решении вопроса реконструкции моста через Никольское устье в г. Северодвинске с целью обеспечения вывоза ОЯТ с накопительной площадки;

- отсутствие введенного в эксплуатацию берегового пункта долговременного хранения реакторных отсеков в Тихоокеанском регионе;

- отсутствие средств, обеспечивающих безопасную доставку АПЛ из мест базирования на предприятия-исполнители работ по их утилизации;

- отсутствие полной и достоверной информации по количеству, типу и состоянию ОЯТ и РАО в хранилищах ПВХ ОЯТ и РАО, а также по состоянию их зданий и сооружений;

- отсутствие современных средств по безопасному обращению с токсичными отходами, образующимися при утилизации АПЛ и НК с ЯЭУ;

- отсутствие современных региональных систем радиационного и экологического мониторинга.

Первоочередные мероприятия, реализация которых позволит решить вышеперечисленные проблемы:

- проведение комплексных инженерно-радиационных исследований территорий, зданий и сооружений, а также близлежащих акваторий бывших береговых баз ВМФ. Сбор и анализ информации по количеству, типам и состоянию ОЯТ и РАО, создание промышленной инфраструктуры для реабилитации объектов и территорий, обращения на них с ОЯТ и РАО;

- разработка и реализация проектов по оптимальному и безопасному обращению с ОЯТ и РАО, находящимися в хранилищах бывших береговых баз ВМФ;

- сохранение достигнутых темпов утилизации АПЛ, НК с ЯЭУ, судов АТО на промышленных предприятиях;

- завершение создания береговых пунктов долговременного хранения реакторных отсеков;

- реконструкция участка железной дороги от ст. Смоляниново до ДВЗ «Звезда» (г. Большой Камень) в обеспечение прохождения эшелонов с ОЯТ;

- реконструкция моста через Никольское устье в г. Северодвинске с целью обеспечения вывоза ОЯТ с накопительной площадки;

- разработка проектов и создание региональных центров кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов;

- создание берегового укрытия для аварийных АПЛ;

- подготовка, выгрузка ОЯТ и последующая утилизация ПТБ «Лепсе»;

- разработка и реализация проектов по созданию современных региональных систем радиационного мониторинга;

- создание и модернизация систем физической защиты объектов комплексной утилизации.

Непринятие действенных мер по утилизации судов с ЯЭУ и атомного технологического обслуживания ведет к росту ядерных и радиационных рисков из-за постоян­ного ухудшения их технического состояния и старения инфраструктуры. Поскольку эта проблема органически связана с радиоэкологической безопасностью не толь­ко на региональном, но и на глобальном уровне, ее решение должно быть ускорено за счет международной коопера­ции в научно-технической и экономической сферах.


[1] Коваленко В. Н., Пименов А. О., Шишкин В. А. Утилизация АПЛ, экологическая реалибилитация ядерных и радиационно-опасных объектов. Опыт, актуальные проблемы и перспективы // Материалы Второго общественного национального форума-диалога «Атомная энергия, общество, безопасность». 21 - 22 апреля 2008 г., Москва. РЗК. С. 285 – 294.

[2] Там же.

[3] Там же.

[4] Там же.

[5] Утверждена министром Российской Федерации по атом­ной энергии 30.01.2001 г. Предписана к руководству по­ручением Правительства РФ от 17.02.2001 г. № ИК-П7-02738.

[6] Для возможности постановки частей корпуса корабля в док-камеру необходимо произвести демонтаж надводного борта корпусов, обеспечив шири­ну корпуса, необходимую для заводки в док-камеру пред­приятия.

[7] Для возможности постановки частей корпуса корабля в док-камеру необходимо произвести демонтаж надводного борта корпусов, обеспечив шири­ну корпуса, необходимую для заведения в док-камеру предприятия.

* Примечание. Наиболее опасными являются отходы 1-го класса опасности, отходы 5-го класса опасности допускается хранить на свалках (ГОСТ 12.1.007 «Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности»). Количество отходов определяется в соответствии с «Санитарными правилами по определению класса опасности токсичных отходов в производстве и потреблении» СП 2.1.7.1368 - 03.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: