К основным нерешенным проблемам необходимо отнести следующие:
- отсутствие железнодорожного сообщения между ДВЗ «Звезда» и станцией Смоляниново, обеспечивающего вывоз ОЯТ на переработку;
- отсутствие современных высокопроизводительных региональных центров кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов в Северо-Западном и Тихоокеанском регионах России;
- отсутствие окончательного решения вопросов по выбору оптимальных вариантов обращения с ОЯТ и РАО, накопленными на бывших береговых базах ВМФ, в том числе с дефектным ОЯТ и ОЯТ реакторов АПЛ класса «Альфа»; реабилитации зданий и сооружений этих объектов;
- задержка в решении вопроса реконструкции моста через Никольское устье в г. Северодвинске с целью обеспечения вывоза ОЯТ с накопительной площадки;
- отсутствие введенного в эксплуатацию берегового пункта долговременного хранения реакторных отсеков в Тихоокеанском регионе;
- отсутствие средств, обеспечивающих безопасную доставку АПЛ из мест базирования на предприятия-исполнители работ по их утилизации;
|
|
- отсутствие полной и достоверной информации по количеству, типу и состоянию ОЯТ и РАО в хранилищах ПВХ ОЯТ и РАО, а также по состоянию их зданий и сооружений;
- отсутствие современных средств по безопасному обращению с токсичными отходами, образующимися при утилизации АПЛ и НК с ЯЭУ;
- отсутствие современных региональных систем радиационного и экологического мониторинга.
Первоочередные мероприятия, реализация которых позволит решить вышеперечисленные проблемы:
- проведение комплексных инженерно-радиационных исследований территорий, зданий и сооружений, а также близлежащих акваторий бывших береговых баз ВМФ. Сбор и анализ информации по количеству, типам и состоянию ОЯТ и РАО, создание промышленной инфраструктуры для реабилитации объектов и территорий, обращения на них с ОЯТ и РАО;
- разработка и реализация проектов по оптимальному и безопасному обращению с ОЯТ и РАО, находящимися в хранилищах бывших береговых баз ВМФ;
- сохранение достигнутых темпов утилизации АПЛ, НК с ЯЭУ, судов АТО на промышленных предприятиях;
- завершение создания береговых пунктов долговременного хранения реакторных отсеков;
- реконструкция участка железной дороги от ст. Смоляниново до ДВЗ «Звезда» (г. Большой Камень) в обеспечение прохождения эшелонов с ОЯТ;
- реконструкция моста через Никольское устье в г. Северодвинске с целью обеспечения вывоза ОЯТ с накопительной площадки;
- разработка проектов и создание региональных центров кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов;
|
|
- создание берегового укрытия для аварийных АПЛ;
- подготовка, выгрузка ОЯТ и последующая утилизация ПТБ «Лепсе»;
- разработка и реализация проектов по созданию современных региональных систем радиационного мониторинга;
- создание и модернизация систем физической защиты объектов комплексной утилизации.
Непринятие действенных мер по утилизации судов с ЯЭУ и атомного технологического обслуживания ведет к росту ядерных и радиационных рисков из-за постоянного ухудшения их технического состояния и старения инфраструктуры. Поскольку эта проблема органически связана с радиоэкологической безопасностью не только на региональном, но и на глобальном уровне, ее решение должно быть ускорено за счет международной кооперации в научно-технической и экономической сферах.
[1] Коваленко В. Н., Пименов А. О., Шишкин В. А. Утилизация АПЛ, экологическая реалибилитация ядерных и радиационно-опасных объектов. Опыт, актуальные проблемы и перспективы // Материалы Второго общественного национального форума-диалога «Атомная энергия, общество, безопасность». 21 - 22 апреля 2008 г., Москва. РЗК. С. 285 – 294.
[2] Там же.
[3] Там же.
[4] Там же.
[5] Утверждена министром Российской Федерации по атомной энергии 30.01.2001 г. Предписана к руководству поручением Правительства РФ от 17.02.2001 г. № ИК-П7-02738.
[6] Для возможности постановки частей корпуса корабля в док-камеру необходимо произвести демонтаж надводного борта корпусов, обеспечив ширину корпуса, необходимую для заводки в док-камеру предприятия.
[7] Для возможности постановки частей корпуса корабля в док-камеру необходимо произвести демонтаж надводного борта корпусов, обеспечив ширину корпуса, необходимую для заведения в док-камеру предприятия.
* Примечание. Наиболее опасными являются отходы 1-го класса опасности, отходы 5-го класса опасности допускается хранить на свалках (ГОСТ 12.1.007 «Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности»). Количество отходов определяется в соответствии с «Санитарными правилами по определению класса опасности токсичных отходов в производстве и потреблении» СП 2.1.7.1368 - 03.