Как бы высоко еврейская традиция ни ставила милостыню, совершение добрых дел важнее.
Добрые дела лучше милостыни по трем причинам:
— милостыню подают деньгами, а добрые дела совершаются и деньгами, и личным участием;
— милостыню подают только бедным, а доброе дело можно совершить как для бедного, так и для богатого;
— милостыню подают только живым, а доброта может быть обращена как на живых, так и на умерших.
Еврейский закон придает большое значение совершению добрых поступков. Действительно, это сложная задача. С годами многие из нас приходят к мысли, что легче жертвовать деньгами, чем временем, поэтому еврейская традиция учит: наиболее ценный дар — время и сердечная теплота.
ПРАВИЛО 4. НЕ ЛЕНИТЕСЬ БЫТЬ ЩЕДРЫМ
Равнодушных людей обычно отличает скупость, которая, конечно же, выражается в том, что имущий отказывает в помощи неимущему. Однако чаще выходит так, что люди не помогают другим не столько по причине скупости, сколько из-за своей лени.
Не совершать добра для других из-за своей лени эгоистично. Добрые дела иногда требуют специального обдумывания и усилий. Но на это стоит потратить время!
|
|
ПРАВИЛО 5. НЕ ЛГИ
Знай, что над тобой: глаз наблюдающий...
Однажды Раввин Израиль Баал Шем Тов, основатель Хасидизма, попросил одного человека подвезти его на телеге до ближайшего города. Когда они проезжали мимо поля с прекрасными плодами, возница остановил телегу, повернулся к Баал Шем Тову и, не зная, кто тот, сказал: «Я хочу взять несколько плодов с этого поля. Крикни, если увидишь, что кто-то идет».
Он пошел на поле, но Баал Шем Тов вдруг закричал: «Нас видят! Нас видят!».
Испугавшись, человек прыгнул в телегу, и они уехали. Проехав немного, человек повернулся и обнаружил, что за ними никто не гонится.
«Почему ты это крикнул? — сердито спросил он раввина. — Ведь никто не смотрел».
Тогда Баал Шем Том указал на небо: «Бог наблюдал. Бог всегда наблюдает».