Правило 60. Худшая форма воровства

Хуже красть у многих, чем у одного: ибо, крадя у одного, можно умиротворить его, вернув краденое, а крадя у многих — нельзя.

Тот, кто обманывает другого и впоследствии сожалеет о содеянном, все же имеет возможность разыскать пострадавшего и искупить свою вину. Но тот, кто крадет у многих (например, тот, кто использует неверные весовые гири в своем магазине или занимается спекуляциями на бирже), не знает всех своих жертв, поэтому обман становится, подобно убийству и клевете, неисправимым злом.

Но что, если этот человек желает покаяться? Может ли он искупить свою вину?

Если человек обманул многих, он должен, согласно еврейскому закону, «вернуть краденое тем из жертв, кого он знает, а остаток отдать на общественные нужды». Во времена составления Талмуда человек мог исправить содеянное, помогая вырыть колодец; сегодня он может разбить парк, построить библиотеку, или иным способом принести пользу обществу, у которого украл что-либо [7].

В деловом мире, к сожалению, существует огромный простор для проявления самых разнообразных форм воровства. Но нужно всегда помнить о том, что наказание неотвратимо.

ПРАВИЛО 61. НЕСПРАВЕДЛИВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

«Благодаря конкуренции, товары становятся лучше, а люди — хуже», — сказал Давид Сарноф, легендарный основатель «RCA» (известная радиокомпания, предшественница «NBC»). Еврейское этическое учение было создано, чтобы обуздать злые наклонности людей, особенно сильно проявляющиеся при конкуренции: «Если бедняк смотрит на лепешку (намереваясь купить ее), а другой человек (зная, что бедняк собирается совершить покупку) приходит (и покупает ее)... этот человек является злым» (Вавилонский Талмуд).

Человек, о котором говорится в этом высказывании, беден. Поэтому он не может купить другую лепешку. Но учение Талмуда применяется не только в этом случае. Запрещено переходить дорогу брату своему, если он готов совершить сделку, но еще не подписал договор: «Если человек ведет переговоры, намереваясь купить движимое или недвижимое имущество, а другой старается опередить его, то второй человек творит зло» (Шульхан Арух: Хошен Мишпат, 237:1).

Другими словами, если ваш знакомый претендует на вакансию и имеет хорошие шансы получить ее, вы не должны стараться устроиться на эту должность.

Человек, заставляющий ближнего своего нарушить данное обещание, поступает жестоко. Еврейская этика одобряет конкуренцию, но конкуренция не должна быть безжалостной.

ПРАВИЛО 62. ПЛАНИРУЙТЕ СВОЮ ЖИЗНЬ

«Планы ничто. Планирование все».

Эйзенхауэр.

Если вы не будете планировать свое будущее, за вас это сделают другие. И очень велика вероятность того, что это будущее будет не совсем таким, как вам бы хотелось. «Жизнь — театр...» говорил Шекспир. Но актеры, перед тем как выйти на сцену, репетируют свои роли. А мы нередко выходим на сцену жизни, не отрепетировав заранее свое выступление. Спланируйте свои действия у себя в голове, а затем делайте свою жизнь такой, какой она должна быть в соответствии с вашим планом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: