Метод в китайском буддизме

Одним из основных факторов процесса просветления является понимание того, как Будда пришёл к Свету. При этом весьма примечательным образом демонстрируется использование ума для преодоления неведения, которое не позволяет прийти человеку в мир Света и духовного бытия. Д-р Судзуки, профессор дзен-буддизма Буддийского Колледжа в Киото, рассказывает об этом так. Он говорит, что Будда достиг мудрости, которая сделала его из Боддхисаттвы Буддой, посредством “высшего совершенного знания”. Это знание является

“… способностью, одновременно интеллектуальной и духовной, посредством которой душа может преодолеть ограничения мышления. Мышление всегда двойственно, поскольку оно осознаёт субъект и объект, в то время как в Праджне*, практикуемой ‘в унисон созерцанию единой мысли’, нет ни малейшего разделения между познающим и познаваемым, которые созерцаются в одной мысли, следствием чего является просветление. …

Просветление, которого мы можем достичь подобным образом, является абсолютным состоянием ума, в котором нет места никакому ‘различению’. Достижение этого состояния созерцания всех вещей ‘в единой мысли’ требует огромного ментального усилия. 187] По существу, наше логическое, а также практическое сознание слишком много занимается анализом и формированием представлений; иными словами, мы нарезаем реальность на элементы, чтобы понять их, но когда мы их складываем, чтобы воссоздать первоначальное целое, его элементы слишком выделяются своей явной определённостью, и мы не можем видеть целое ‘в единой мысли’. А поскольку мы достигаем просветления только при наличии ‘единой мысли’, наше усилие должно быть направлено на выход за пределы эмпирического сознания. … Таким образом, наиболее важным фактом, лежащим в основе опыта Просветления, является то, что Будда приложил колоссальные усилия для решения проблемы невежества и мобилизовал всю свою силу воли на её успешное решение. … Поэтому Просветление требует как воли, так и интеллекта. Это акт интуиции, рожденный волей. … Будда достиг этой цели, когда на него снизошло озарение при рассуждении о замкнутой цепи движения от распада и смерти к неведению и обратно. … Он обладал несгибаемой волей; он крайним напряжением воли хотел проникнуть в самую суть проблемы. Он стучал и стучал, пока двери неведения не поддались; они распахнулись навстречу новой перспективе, которая никогда ещё не представала его мысленному взору”.[119]

Д-р Судзуки также указывает, что в сущности достижение нирваны является подтверждением и осознанием Единства. В тех же очерках мы находим следующее утверждение:

“Они (буддисты) обнаружили, в конце концов, что Просветление не есть нечто, свойственное исключительно Будде, и что каждый из нас способен достичь его, освободившись от неведения путём отказа от дуалистической концепции жизни и мира. Они далее пришли к выводу, что нирвана – это не исчезновение в состояние абсолютного небытия, 188] которое невозможно, пока мы опираемся на факты повседневной жизни. Нирвана, в своем высшем значении, есть подтверждение – подтверждение за пределами противоположностей любого рода”.[120]

Использованный выше термин Праджня очень интересен. Это “наличие некой способности в каждом индивидууме. … Это принцип, делающий возможным Просветление как для нас, так и для Будды. Без Праджни не было бы и Просветления, являющегося высшей духовной силой, которой мы обладаем. Интеллект … относителен в своей активности. До Просветления Будда был обычным смертным, и мы, обычные смертные, станем Буддами в тот момент, когда глаза нашего ума откроются в Просветлении”.[121]

Итак, ум фокусируется и используется на пределе возможного, после чего его активность прекращается. Далее следует использование воли для стабильного удержания ума в свете, а затем – В и дение, Просветление, Озарение!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: