Многие считают, что смысл общения — не в самом процессе, а в его результате, которого можно добиваться любым путем, нарушая законы логики, переходя границы дозволенного и уважительного спора. Поэтому большинство людей в повседневной жизни и в профессиональной деятельности прибегают к полемическим уловкам. Скорее всего, это делают практически все, потому что лично я не встречал ни одного человека, который хотя бы раз в жизни их не использовал.
Под уловками понимают некорректные и непозволительные приемы, предназначенные для получения преимущества в коммуникативной ситуации, чтобы максимально удовлетворить собственные интересы, победить в споре и ослабить позицию противоположной стороны. Образно выражаясь, это своеобразные «подножки», которые позволяют положить оппонента на лопатки с помощью слов.
Как я уже не раз отмечал, грань между корректностью и некорректностью, позволительностью и непозволительностью весьма условна. Это зависит от вида коммуникативной ситуации, контекста, самих спорящих сторон и, наконец, от желаемых целей в споре. То, что уместно и корректно во время жестких политических дебатов, будет совсем непозволительно в дружеском споре.
|
|
Еще греческий философ Зенон выделял два вида риторики: «открытой ладони» и «сжатого кулака». Первый вид характеризуется стремлением убедить оппонента с помощью грамотной, логичной аргументации, уважительного обсуждения вопроса. Второй ориентирован на победу в споре любой ценой без возможности компромисса, с помощью различных средств принуждения, психологического давления, использования жестких, иногда провокационных полемических приемов.
Знание механизма функционирования уловок помогает в первую очередь нейтрализовать их в различных коммуникативных ситуациях и позволяет не стать жертвой манипулятивных действий со стороны оппонента. Кто предупрежден, тот вооружен.
В этой главе я собрал 50 самых распространенных и часто употребляемых уловок в споре, дискуссии или любой коммуникативной ситуации. Среди них такие логические ошибки, как умышленное заблуждение, предвосхищение оснований, круг в доказательстве, противоречие аргументов и т.д. Если для победы в споре они совершаются преднамеренно, то вполне закономерно считаются коммуникативными уловками.
Условно всю их совокупность можно разделить на два больших вида: логико-риторические и психологические уловки. Логические уловки — это умышленное нарушение законов логики и теории аргументации с целью усиления своей собственной позиции в доказывании или дискредитации позиции оппонента. Психологические уловки представляют собой недопустимые в споре приемы, которые основаны на психологическом, эмоциональном и во -левом воздействии на человека. Такие уловки выводят из равновесия, играют на его чувствах стыда, гордости, самолюбия и т.д., используют другие проявления такого сложного инструмента, как психика человека.
|
|
Таблица. 50 логико-риторических и психологических гловок
УЛОВКИ В АРГУМЕНТАЦИИ | |
Логико-риторические | Психологические |
1. Обобщение / конкретизация | 1. Личностная атака |
2. Неопределенность тезиса | 2. Личная выгода |
3. Сужение/расширение тезиса | 3. Подмазывание |
4. Неправильная аналогия | 4. Аргумент к невежеству |
5. Ссылка на стереотипы | 5. Аргумент к жалости, состраданию |
6. Домысливание | 6. «Палочные» доводы |
7. Аргумент к здравому смыслу | 7. Честное слово / откровенность |
9. Критика не за сказанное, а не несказанное | 8. Приклеивание ярлыков |
9. Ложный авторитет | 9. Личное мнение |
10. «Двойная бухгалтерия» | 10. Метод Сократа |
11. Игнорирование | 11. Метод «да, но...» |
12. Уловка Фомы | 12. Ставка на возраст |
13. Теория и практика | 13. Несоответствие слов делу |
14. Использование неполных сравнений | 14. Раздражение оппонента |
15. Бездоказательные оценки | 15. Внушение |
16. Поспешное обобщение | 16. Гнетущее молчание |
17. Да или нет | 17. Скрытые мотивы |
18. Железный довод | 18. Чтение мыслей |
19. Атака вопросами | 19. Передергивание |
20. Отсрочка вопроса | 20. Работа на публику |
21. Вопрос на вопрос | 21. Ирония |
22. Диверсия | 22. Псевдовыбор |
23. Обструкция | 23. Отвлекающий маневр |
24. Количественно-качественные подмены | |
25. Уход от контакта | |
26. «Дамский» аргумент | |
27. Ответ психолога |
Источник:
http://seafood-preserved.ru/taktika-privedeniya-bolshego-kontrargumenta-v-otvet-na-menshii-argument.html
Основу доказательства составляют следующие положения:
1. Тезис.
2.Аргументы.
3.Демонстрация.
Тезис — это суждение, истинность которого надо доказать.
Аргументы — это те истинные суждения, которыми пользуются при доказательстве тезиса.
Формой доказательства, или демонстрацией, называется способ логической связи между тезисом и аргументами. Существуют правила доказательного рассуждения. Нарушение этих правил ведет к ошибкам, относящимся к доказываемому тезису, аргументам или к самой форме доказательства.