Уловок в аргументации

Многие считают, что смысл общения — не в самом процессе, а в его результате, которого можно добиваться любым путем, нарушая законы логики, переходя границы дозволенного и уважительного спора. Поэтому большинство людей в повседневной жизни и в профессиональной деятельности прибегают к полемическим уловкам. Скорее всего, это делают практически все, потому что лично я не встречал ни одного человека, который хотя бы раз в жизни их не использовал.

Под уловками понимают некорректные и непозволительные приемы, предназначенные для получения преимущества в коммуникативной ситуации, чтобы максимально удовлетворить собственные интересы, победить в споре и ослабить позицию противоположной стороны. Образно выражаясь, это своеобразные «подножки», которые позволяют положить оппонента на лопатки с помощью слов.

Как я уже не раз отмечал, грань между корректностью и некорректностью, позволительностью и непозволительностью весьма условна. Это зависит от вида коммуникативной ситуации, контекста, самих спорящих сторон и, наконец, от желаемых целей в споре. То, что уместно и корректно во время жестких политических дебатов, будет совсем непозволительно в дружеском споре.

Еще греческий философ Зенон выделял два вида риторики: «открытой ладони» и «сжатого кулака». Первый вид характеризуется стремлением убедить оппонента с помощью грамотной, логичной аргументации, уважительного обсуждения вопроса. Второй ориентирован на победу в споре любой ценой без возможности компромисса, с помощью различных средств принуждения, психологического давления, использования жестких, иногда провокационных полемических приемов.

Знание механизма функционирования уловок помогает в первую очередь нейтрализовать их в различных коммуникативных ситуациях и позволяет не стать жертвой манипулятивных действий со стороны оппонента. Кто предупрежден, тот вооружен.

В этой главе я собрал 50 самых распространенных и часто употребляемых уловок в споре, дискуссии или любой коммуникативной ситуации. Среди них такие логические ошибки, как умышленное заблуждение, предвосхищение оснований, круг в доказательстве, противоречие аргументов и т.д. Если для победы в споре они совершаются преднамеренно, то вполне закономерно считаются коммуникативными уловками.

Условно всю их совокупность можно разделить на два больших вида: логико-риторические и психологические уловки. Логические уловки — это умышленное нарушение законов логики и теории аргументации с целью усиления своей собственной позиции в доказывании или дискредитации позиции оппонента. Психологические уловки представляют собой недопустимые в споре приемы, которые основаны на психологическом, эмоциональном и во -левом воздействии на человека. Такие уловки выводят из равновесия, играют на его чувствах стыда, гордости, самолюбия и т.д., используют другие проявления такого сложного инструмента, как психика человека.

Таблица. 50 логико-риторических и психологических гловок

УЛОВКИ В АРГУМЕНТАЦИИ
Логико-риторические Психологические
1. Обобщение / конкретизация 1. Личностная атака
2. Неопределенность тезиса 2. Личная выгода
3. Сужение/расширение тезиса 3. Подмазывание
4. Неправильная аналогия 4. Аргумент к невежеству
5. Ссылка на стереотипы 5. Аргумент к жалости, состраданию
6. Домысливание 6. «Палочные» доводы
7. Аргумент к здравому смыслу 7. Честное слово / откровенность
9. Критика не за сказанное, а не несказанное 8. Приклеивание ярлыков
9. Ложный авторитет 9. Личное мнение
10. «Двойная бухгалтерия» 10. Метод Сократа
11. Игнорирование 11. Метод «да, но...»
12. Уловка Фомы 12. Ставка на возраст
13. Теория и практика 13. Несоответствие слов делу
14. Использование неполных сравнений 14. Раздражение оппонента
15. Бездоказательные оценки 15. Внушение
16. Поспешное обобщение 16. Гнетущее молчание
17. Да или нет 17. Скрытые мотивы
18. Железный довод 18. Чтение мыслей
19. Атака вопросами 19. Передергивание
20. Отсрочка вопроса 20. Работа на публику
21. Вопрос на вопрос 21. Ирония
22. Диверсия 22. Псевдовыбор
23. Обструкция 23. Отвлекающий маневр
  24. Количественно-качественные подмены
25. Уход от контакта
26. «Дамский» аргумент
27. Ответ психолога

Источник:

http://seafood-preserved.ru/taktika-privedeniya-bolshego-kontrargumenta-v-otvet-na-menshii-argument.html

Основу доказательства составляют следующие положения:

1. Тезис.

2.Аргументы.

3.Демонстрация.

Тезис — это суждение, истинность которого надо доказать.

Аргументы — это те истинные суждения, которыми пользуются при доказательстве тезиса.

Формой доказательства, или демонстрацией, называется способ логической связи между тезисом и аргументами. Существуют правила доказательного рассуждения. Нарушение этих правил ведет к ошибкам, относящимся к доказываемому тезису, аргументам или к самой форме доказательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: