Детские традиции и обычаи при рождении ребенка у казахов

Для казахов рождение ребенка всегда было значительным и радостным событием. До сих пор сохранилась пословица "Балалы уй базар, баласыз уй мазар", что значит «Дом с ребенком — веселье и счастье, без ребенка подобен могиле»

У казахов существует множество традиций и обычаев, связанных с рождением ребенка и его воспитанием. В детских традициях и обычаях заложен многовековой опыт и различные древние верования.До 5–6 лет и мальчики, и девочки воспитывались вместе. Все обряды, совершаемые над детьми в младенчестве, не несут половой специфики. Некоторые особенности обрядов младенческого цикла для мальчиков и девочек касаются не сути выполняемого ритуала, а деталей. Каждая семья не представляет своего счастья без детей, особенно мальчиков – продолжателя рода по отцовской линии. Свекровь делилась жизненным опытом с молодой невесткой, чтобы она легко могла перенести всевозможные трудности. Каждый, кто узнавал о рождении ребенка, особенно если это был сын – продолжатель рода, спешил первым оповестить родных и близких криком суюнши (известие). Все сразу понимали, что он пришел с добрыми известиями. За это, согласно традиции давали подарок.

У казахов, как и у многих других народов, сохранились представления о том, что ребёнок подвергался наибольшей опасности в первые сорок дней жизни, так как согласно домусульманским представлениям, ребенка надо было оградить от злых духов, которые могли подменить ребенка.Поэтому в течение 40 дней ночами возле люльки горел светильник (шыра?), поскольку по народному пониманию всякая нечисть боялась огня и света.Младенческая одежда, даже обереги, пришивающиеся на нее, не имели различий для мальчиков и девочек. Сразу после рождения ребенка заворачивали в чистую ткань. Материю старались брать от одежды пожилых людей или от пеленки ребенка из многодетной семьи.Затем, до обряда сорокадневия, ребенка вне зависимости от пола одевали в ритуальную рубашку "ит койлек", которую после выполнения всех обрядовых процедур заменяли обычной младенческой рубашкой.

В этот период у казахов обычно отмечались первый, третий, и пятый, седьмой и сороковой дни. В первый день молодежь без приглашения собиралась на шилдехана, чтобы отменить по традиции рождение ребенка. Наиболее важную роль в праздниках играла "кындык шеше". Она становилась для ребенка как бы второй матерью, "кындык шеше", буквально пуповинная мать,т.е.крестная мать. Она играет наиболее важную роль в первые сорок дней жизни ребенка и является наиболее почетным гостем. Крестная мать обязательно должна быть энергичной, благовоспитанной, честной, так как согласно магическим верованиям, бытующим у казахов, ее качества передаются ребенку. Она была наиболее почетным гостем, в каждый из упомянутых дней приносила ребёнку и его матери подарки.

Затем на сороковой день от рождения ребенка проводилcя детский обычай колжа. Колжа – ритуальное угощение матери после родов. Блюда предназначались главным образом для восстановления сил роженицы. Именно ей, в первую очередь, подавался горячий бульон и только потом угощались остальные. Для такого случая приносили в жертву молодую овцу и отваривали её. Большое значение придавали шейному позвонку. Участники трапезы откусывали мясо зубами. Причем первая это делала роженица, а последняя киндик шеше (вторая мать). После трапезы кость не выбрасывали, а насаживали на палочку сквозь спинномозговой канал и вешали на женской половине юрты. Снимали его только тогда, когда ребенок умел держать голову.

На сороковой день также осуществлялся другой детский обычай кыркынан шыгару, что в переводе означает "вывести из сорока дней". Особенностью обряда сорокадневия (кыркынан шыгару) является срок его исполнения: для мальчиков на один день раньше (чтобы был сильный и смелый), а для девочек — на один день позже (чтобы была прилежная, спокойная и послушная. Ребенка купали в соленой воде, и после купания поливали младенца сорока ложками ритуальной воды. В чашу предварительно клали монеты и серебряные украшения – подарок женщинам, которые участвовали в священнодействии. В этот же день ребенку в первый раз стригли волосы и ногти. В этих обычаях участвовали только женщины, которые одаривались подарками. Обязательным ритуалом была раздача лепешек, испеченных к этому событию.

Из традиционных детских обрядов у казахов наиболее интересным был тусау кесу (разрезание пут). Ребенку начинающему ходить перевязывали ноги черно-белым шерстяным шнуром, который затем перерезала многодетная, энергичная, подвижная женщина, передавая ему тем самым свои качества. Разрезанный шнур затем сжигали. Этот детский обычай очень символичен:для ребенка как бы открывалась новая жизнь, а черно-белый шнур символизировал жизнь с ее непостоянством, впереди было много испытаний и их надо пройти достойно.

Наши предки особое значение придавали такому детскому обряду, как ат кою (наречение) или Азан Шакыру (зов). Суть этого обряда заключалась в том, что через сорок дней после рождения ребенка собирались аксакалы аула и с утренней молитвой давали ему имя. Обычно имя давал старший из родственников. Мулла произносил молитву и три раза произносил в ухо ребенку его имя.

Также у казахов существовал обычаи бесик салу (класть в колыбель). Этот обычай доверяли киндик шеше (вторая мать). Она накрывала младенца семью вещами: специальным одеялом, халатом, кибинеком, шубой и сверху, если младенец мальчик, клали узду и нагайку, чтобы был хорошим наездником, а также нож, чтобы защитить от злых духов, а если младенец девочка, в колыбель клали зеркальце и раческу, чтобы выросла красавицей.

Среди казахского народа до настоящего времени бытуют приметы и обычаи, связанные с рождением ребенка, которые интересны, не оставляют никого равнодушным. Вот некоторые из тех, которые складывались с незапамятных времен и передавались от поколения к поколению:

  • у казахов запрещено изумляться новорожденному и говорить при этом: "Какой красивый!" Если такие слова ненароком сказаны, то затем нужно трижды сплюнуть. Некоторые родители начали делать метки (танба) на лбу, чтобы не сглазили ребенка;
  • нельзя качать колыбель - бесык, в которой нет ребенка. Ибо так свойственно вести себя несчастной матери, потерявшей разум из-за смерти ребенка. Качать пустую люльку - накликать подобное горе;
  • добрая примета и повод для радостной встречи, когда младенец, наклонив голову, смотрит назад промеж своих расставленных ног. В таких случаях говорят, что он высматривает дорогу, путник приближается, издалека прибывают сородичи;
  • ребенка, оказавшегося у кого-то дома, не отпускают без гостинца. Это делается для того, чтобы у него не пропадали интерес к жизни, любознательность, не постигло разочарование, не охладело сердце и, чтобы приветивший его очаг, согревался приятным впечатлением и желанием ребенка вновь навестить своих добрых знакомых. Казахи считают, что если ребенок испытал холодный прием и ушел разочарованным, то с потолка негостеприимного дома уходит счастье, с престола - успех, а со стола - достаток.

Таким образом, вышеизложенные детские традиции и обычаи играли и играют немаловажную роль в воспитании ребенка и его дальнейшей жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: