Раздел 5. Основы политологии

Тема 5.1. Политология как наука. Место политологии среди других наук.

Политика как сфера общественной жизни. Политика и другие сферы общественной жизни.

Семинар по теме 5.1.

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятия «политика», «функции политики»?

2. Что изучает политология?

3. Какие подходы к определению сущности политики вы знаете?

4. Когда в обществе возникает политика и политические отношения?

5. На каких уровнях осуществляется политика?

6. Классифицируйте политику по различным основаниям.

7. Назовите основные свойства, функции политики и кратко охарактеризуйте их.

8. Как политика влияет на другие сферы общественной жизни? Приведите примеры.

9. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать следующую тему: «Политика как сфера общественной жизни».

10. Решение тестов по форме ЕГЭ.

Основная литература:

1. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2009 г.

2. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Профильный уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. - М.: Просвещение, 2008 г.

3. Обществознание. 11 класс. Кравченко А.И., Певцова Е.А. – М.: Русское слово, 2010 г.

4. Учебник по обществознанию 10-11 классы. Никитин А.Ф. М.: Дрофа, 2011 г.

Дополнительная литература:

1. Обществознание. Настольная книга ученика. Издательство «МГИМО-Университет» 2013. Е.Г. Пономарева, О.В. Гаман-Голутвина, О.А. Удашова

2. Кишенкова О.В., Семке Н.Н. ЕГЭ. Обществознание: универсальный справочник. – М.: Эксмо, 2010.

Тема 5.2. Власть как явление социальное и политическое. Легальность и легитимность.

Семинар по теме 5.2.

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятия «власть», «субъект власти», «объект власти», «легальность», «легитимность», «ресурсы власти», «функции власти»?

2. Классифицируйте власть по различным основаниям.

3. Какие признаки отличают политическую власть от других видов власти?

4. Назовите любые средства осуществления политической власти и каждое проиллюстрируйте примером.

5. Проиллюстрируйте примерами конструктивное и деструктивное воздействие политической власти на общество.

6. Какие функции выполняет политическая власть в обществе?

7. Назовите типы легитимности по М.Веберу.

8. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать следующую тему: «Роль политической власти в жизни общества».

9. Решение тестов по форме ЕГЭ.

Основная литература:

1. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2009 г.

2. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Профильный уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. - М.: Просвещение, 2008 г.

5. Обществознание. 11 класс. Кравченко А.И., Певцова Е.А. – М.: Русское слово, 2010 г.

6. Учебник по обществознанию 10-11 классы. Никитин А.Ф. М.: Дрофа, 2011 г.

Дополнительная литература:

1. Обществознание. Настольная книга ученика. Издательство «МГИМО-Университет» 2013. Е.Г. Пономарева, О.В. Гаман-Голутвина, О.А. Удашова

2. Кишенкова О.В., Семке Н.Н. ЕГЭ. Обществознание: универсальный справочник. – М.: Эксмо, 2010.

Тема 5.3. Политическая социализация. Политическая психология и политическое поведение. Субъект и объект политических отношений. Политическое участие и его формы. Факторы, влияющие на активность политического актора. Абсентеизм, его причины и опасность.

Семинар по теме 5.3.

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятия «политическая социализация», «политический актор», «политическое участие», «политическая деятельность», «абсентеизм»?

2. Назовите стадии политической социализации.

3. С помощью примеров проиллюстрируйте протекание процесса политической социализации.

4. Приведите примеры воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности.

5. Перечислите факторы, определяющие формирование политического сознания у личности.

6. Назовите факторы, оказывающие влияние на выбор избирателя во время голосования.

7. Назовите причины низкой явки избирателей на выборах в ряде ведущих стран мира и в России.

8. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать следующую тему: «Политическая социализация».

9. Решение тестов по форме ЕГЭ.

Основная литература:

1. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2009 г.

2. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Профильный уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. - М.: Просвещение, 2008 г.

3. Обществознание. 11 класс. Кравченко А.И., Певцова Е.А. – М.: Русское слово, 2010 г.

4. Учебник по обществознанию 10-11 классы. Никитин А.Ф. М.: Дрофа, 2011 г.

Дополнительная литература:

1. Обществознание. Настольная книга ученика. Издательство «МГИМО-Университет» 2013. Е.Г. Пономарева, О.В. Гаман-Голутвина, О.А. Удашова

2. Кишенкова О.В., Семке Н.Н. ЕГЭ. Обществознание: универсальный справочник. – М.: Эксмо, 2010.

Тема 5.4. Понятие политического лидерства. Теории политического лидерства. Типология политического лидерства. Традиции лидерства в России. Политические элиты. Роль политических элит в жизни общества. Особенности формирования политической элиты в современной России.

Семинар по теме 5.4.

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятия «политическое лидерство», «функции политического лидерства», «политическая элита»?

2. Какие факторы влияют на формирования лидерства?

3. Какие типологии политического лидерства вы знаете?

4. Какие функции выполняет политический лидер в жизни общества?

5. Каковы особенности политического лидерства в современной России?

6. Приведите три примера политических лидеров современной России и назовите их функции.

7. Почему необходима циркуляция элит?

8. Назовите виды элит.

9. В чем состоит роль политической элиты в обществе?

10. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать следующие темы: «Политическое лидерство», «Роль политических элит в жизни общества».

11. Решение тестов по форме ЕГЭ.

Основная литература:

1. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2009 г.

2. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Профильный уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. - М.: Просвещение, 2008 г.

3. Обществознание. 11 класс. Кравченко А.И., Певцова Е.А. – М.: Русское слово, 2010 г.

4. Учебник по обществознанию 10-11 классы. Никитин А.Ф. М.: Дрофа, 2011 г.

Дополнительная литература:

1. Обществознание. Настольная книга ученика. Издательство «МГИМО-Университет» 2013. Е.Г. Пономарева, О.В. Гаман-Голутвина, О.А. Удашова

2. Кишенкова О.В., Семке Н.Н. ЕГЭ. Обществознание: универсальный справочник. – М.: Эксмо, 2010.

Тема 5.5. Политическая система общества, ее структура и функции.

Семинар по теме 5.5.

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятия «политическая система», «функции политической системы», «компоненты политической системы»?

2. Изобразите графически структуру политической системы общества.

3. Типология политических систем. Какие типы политических систем устойчивы и почему?

4. Какие компоненты политической системы вы знаете?

5. Какие функции выполняет политическая система?

6. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать следующую тему: «Политическая система общества».

7. Решение тестов по форме ЕГЭ.

Основная литература:

1. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2009 г.

2. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Профильный уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. - М.: Просвещение, 2008 г.

3. Обществознание. 11 класс. Кравченко А.И., Певцова Е.А. – М.: Русское слово, 2010 г.

4. Учебник по обществознанию 10-11 классы. Никитин А.Ф. М.: Дрофа, 2011 г.

Дополнительная литература:

1. Обществознание. Настольная книга ученика. Издательство «МГИМО-Университет» 2013. Е.Г. Пономарева, О.В. Гаман-Голутвина, О.А. Удашова

2. Кишенкова О.В., Семке Н.Н. ЕГЭ. Обществознание: универсальный справочник. – М.: Эксмо, 2010.

Тема 5.6. Государство как основной политический институт политической системы общества. Происхождение и сущность государства, его признаки, функции.

Семинар по теме 5.6.

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятия «государство», «признаки государства», «функции государства»?

2. Какие теории происхождения государства вы знаете?

3. В чем причины и сущность государства?

4. Какие признаки отличают государства от других политических институтов?

5. Назовите внутренние и внешние функции государства и проиллюстрируйте их примерами.

6. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать следующую тему: «Государство как основной политический институт политической системы».

7. Решение тестов по форме ЕГЭ.

Основная литература:

1. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2009 г.

2. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Профильный уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. - М.: Просвещение, 2008 г.

3. Обществознание. 11 класс. Кравченко А.И., Певцова Е.А. – М.: Русское слово, 2010 г.

4. Учебник по обществознанию 10-11 классы. Никитин А.Ф. М.: Дрофа, 2011 г.

Дополнительная литература:

1. Обществознание. Настольная книга ученика. Издательство «МГИМО-Университет» 2013. Е.Г. Пономарева, О.В. Гаман-Голутвина, О.А. Удашова

2. Кишенкова О.В., Семке Н.Н. ЕГЭ. Обществознание: универсальный справочник. – М.: Эксмо, 2010.

Тема 5.7. Форма государства. Политический режим. Понятие и сущность. Антидемократические политические режимы. Типы и характерные признаки. Демократические политические режимы. Демократия и ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии.

Семинар по теме 5.7.

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятия «форма государства», «политический режим», «демократический политический режим», «авторитарный политический режим», «тоталитарный политический режим», «свобода», «ответственность», «равенство»?

2. По каким критериям выделяют политические режимы?

3. Назовите основные черты демократического, тоталитарного и авторитарного режимов.

4. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать следующую тему: «Политические режимы».

5. Решение тестов по форме ЕГЭ.

Основная литература:

1. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2009 г.

2. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Профильный уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. - М.: Просвещение, 2008 г.

3. Обществознание. 11 класс. Кравченко А.И., Певцова Е.А. – М.: Русское слово, 2010 г.

4. Учебник по обществознанию 10-11 классы. Никитин А.Ф. М.: Дрофа, 2011 г.

Дополнительная литература:

1. Обществознание. Настольная книга ученика. Издательство «МГИМО-Университет» 2013. Е.Г. Пономарева, О.В. Гаман-Голутвина, О.А. Удашова

2. Кишенкова О.В., Семке Н.Н. ЕГЭ. Обществознание: универсальный справочник. – М.: Эксмо, 2010.

Тема 5.8. Форма правления. Монархия и республика. Типы и характерные признаки.

Семинар по теме 5.8.

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятия «форма правления», «монархия», «абсолютная монархия», «конституционная монархия», «республика»?

2. Какие признаки характеризуют монархическую форму правления?

3. Назовите признаки абсолютной и конституционной монархии.

4. Какие виды ограниченной монархии вы можете назвать?

5. Назовите признаки, характеризующие республику.

6. Какие виды республик выделяют ученые?

7. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать следующую тему: «Форма правления».

8. Решение тестов по форме ЕГЭ.

Основная литература:

1. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2009 г.

2. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Профильный уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. - М.: Просвещение, 2008 г.

3. Обществознание. 11 класс. Кравченко А.И., Певцова Е.А. – М.: Русское слово, 2010 г.

4. Учебник по обществознанию 10-11 классы. Никитин А.Ф. М.: Дрофа, 2011 г.

Дополнительная литература:

1. Обществознание. Настольная книга ученика. Издательство «МГИМО-Университет» 2013. Е.Г. Пономарева, О.В. Гаман-Голутвина, О.А. Удашова

2. Кишенкова О.В., Семке Н.Н. ЕГЭ. Обществознание: универсальный справочник. – М.: Эксмо, 2010.

Тема 5.9.Форма государственно-территориального устройства. Типы и характерные признаки.

Семинар по теме 5.9.

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятия «форма государственно-территориального устройства», «унитарное государство», «федерация», «субъект федерации», «конфедерация»?

2. Какие признаки характеризуют унитарное государство?

3. Что такое автономия?

4. Назовите признаки, определяющие федеративное государство.

5. Какие виды федераций вы знаете?

6. Назовите отличительные черты конфедерации.

7. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать следующую тему: «Форма административно-территориального устройства».

8. Решение тестов по форме ЕГЭ.

Основная литература:

1. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2009 г.

2. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Профильный уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. - М.: Просвещение, 2008 г.

3. Обществознание. 11 класс. Кравченко А.И., Певцова Е.А. – М.: Русское слово, 2010 г.

4. Учебник по обществознанию 10-11 классы. Никитин А.Ф. М.: Дрофа, 2011 г.

Дополнительная литература:

1. Обществознание. Настольная книга ученика. Издательство «МГИМО-Университет» 2013. Е.Г. Пономарева, О.В. Гаман-Голутвина, О.А. Удашова

2. Кишенкова О.В., Семке Н.Н. ЕГЭ. Обществознание: универсальный справочник. – М.: Эксмо, 2010.

Тема 5.10. Типы государства. Правовое государство, социальное государство, светское государство. Гражданское общество. Понятия, сущность, характерные черты.

Семинар по теме 5.10.

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятия «правовое государство», «социальное государство», «светское государство», «гражданское общество»?

2. Какие признаки характеризуют правовое государство?

3. Назовите признаки, определяющие социальное государство.

4. Назовите отличительные черты светского государства.

5. Назовите основные черты гражданского общества.

6. Какова структура гражданского общества?

7. Каковы условия возникновения и развития гражданского общества в России?

8. Назовите проблемы становления гражданского общества в России

9. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать следующую тему: «Правовое государство».

10. Решение тестов по форме ЕГЭ.

Основная литература:

1. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2009 г.

2. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Профильный уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. - М.: Просвещение, 2008 г.

3. Обществознание. 11 класс. Кравченко А.И., Певцова Е.А. – М.: Русское слово, 2010 г.

4. Учебник по обществознанию 10-11 классы. Никитин А.Ф. М.: Дрофа, 2011 г.

Дополнительная литература:

1. Обществознание. Настольная книга ученика. Издательство «МГИМО-Университет» 2013. Е.Г. Пономарева, О.В. Гаман-Голутвина, О.А. Удашова

2. Кишенкова О.В., Семке Н.Н. ЕГЭ. Обществознание: универсальный справочник. – М.: Эксмо, 2010.

Тема 5.11 Политическая идеология, ее роль в обществе. Либерализм, неолиберализм. Консерватизм, неоконсерватизм. Коммунизм. Социализм, социал-демократизм. Фашизм. Анархизм.

Семинар по теме 5.11.

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятия «политичная идеология», «либерализм», «консерватизм», «коммунизм», «социализм», «фашизм», «анархизм»?

2. Какие черты характеризуют основные современные идейно-политические течения?

3. Какие функции выполняет политическая идеология в обществе?

4. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать следующую тему: «Политическая идеология».

5. Решение тестов по форме ЕГЭ.

Основная литература:

1. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2009 г.

2. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Профильный уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. - М.: Просвещение, 2008 г.

3. Обществознание. 11 класс. Кравченко А.И., Певцова Е.А. – М.: Русское слово, 2010 г.

4. Учебник по обществознанию 10-11 классы. Никитин А.Ф. М.: Дрофа, 2011 г.

Дополнительная литература:

1. Обществознание. Настольная книга ученика. Издательство «МГИМО-Университет» 2013. Е.Г. Пономарева, О.В. Гаман-Голутвина, О.А. Удашова

2. Кишенкова О.В., Семке Н.Н. ЕГЭ. Обществознание: универсальный справочник. – М.: Эксмо, 2010.

Тема 5.12. Политические партии и движения. Партийные системы. Многопартийность. Политический плюрализм. Избирательные системы. Ведущие политические партии в современной России.

Семинар по теме 5.12.

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятия «политическая партия», «политический плюрализм», «партийная система», «двухпартийная система», «многопартийная система», «избирательная система»?

2. Назовите основные черты, отличающие политическую партию от других политических институтов?

3. Назовите основные типологии политических партий.

4. Какие функции выполняют политические партии в обществе?

5. Чем характеризуется политический плюрализм?

6. Назовите виды партийных систем.

7. Определите характерные признаки избирательных систем.

8. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать следующую тему: «Политические партии».

9. Решение тестов по форме ЕГЭ.

Основная литература:

1. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2009 г.

2. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Профильный уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. - М.: Просвещение, 2008 г.

3. Обществознание. 11 класс. Кравченко А.И., Певцова Е.А. – М.: Русское слово, 2010 г.

4. Учебник по обществознанию 10-11 классы. Никитин А.Ф. М.: Дрофа, 2011 г.

Дополнительная литература:

1. Обществознание. Настольная книга ученика. Издательство «МГИМО-Университет» 2013. Е.Г. Пономарева, О.В. Гаман-Голутвина, О.А. Удашова

2. Кишенкова О.В., Семке Н.Н. ЕГЭ. Обществознание: универсальный справочник. – М.: Эксмо, 2010.

Тема 5.13. Политическая культура. Типы политической культуры. Роль средств массовой информации в политической жизни общества.

Семинар по теме 5.13.

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятия «политическая партия», «политический плюрализм», «партийная система», «двухпартийная система», «многопартийная система», «избирательная система»?

2. Назовите основные черты, отличающие политическую партию от других политических институтов?

3. Назовите основные типологии политических партий.

4. Какие функции выполняют политические партии в обществе?

5. Чем характеризуется политический плюрализм?

6. Назовите виды партийных систем.

7. Определите характерные признаки избирательных систем.

8. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать следующую тему: «Политические партии в современной России».

9. Решение тестов по форме ЕГЭ.

Основная литература:

1. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2009 г.

2. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Профильный уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. - М.: Просвещение, 2008 г.

3. Обществознание. 11 класс. Кравченко А.И., Певцова Е.А. – М.: Русское слово, 2010 г.

4. Учебник по обществознанию 10-11 классы. Никитин А.Ф. М.: Дрофа, 2011 г.

Дополнительная литература:

1. Обществознание. Настольная книга ученика. Издательство «МГИМО-Университет» 2013. Е.Г. Пономарева, О.В. Гаман-Голутвина, О.А. Удашова

2. Кишенкова О.В., Семке Н.Н. ЕГЭ. Обществознание: универсальный справочник. – М.: Эксмо, 2010.

Тема 5.14. Политический процесс. Понятие, сущность.Стадии и особенности существования. Формы политической процесса.

Семинар по теме 5.14.

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятия «политический процесс», «политическая реформа», «политическая революция», «контрреволюция»?

2. Назовите особенности, характеризующие политический процесс.

3. Какие виды политического процесса выделяют ученные?

4. Назовите стадии политического процесса.

5. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать следующую тему: «Политический процесс в современной России».

6. Решение тестов по форме ЕГЭ.

Основная литература:

1. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2009 г.

2. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Профильный уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. - М.: Просвещение, 2008 г.

3. Обществознание. 11 класс. Кравченко А.И., Певцова Е.А. – М.: Русское слово, 2010 г.

4. Учебник по обществознанию 10-11 классы. Никитин А.Ф. М.: Дрофа, 2011 г.

Дополнительная литература:

1. Обществознание. Настольная книга ученика. Издательство «МГИМО-Университет» 2013. Е.Г. Пономарева, О.В. Гаман-Голутвина, О.А. Удашова

2. Кишенкова О.В., Семке Н.Н. ЕГЭ. Обществознание: универсальный справочник. – М.: Эксмо, 2010.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: