Наливаем в стакан 30–40 мл дизельного топлива, не содержащего воды и механических примесей. Надев на отводную трубку 3 вискоз и- метра резиновую трубку длиной 15–20 см перевернуть вискозиметр и опустить его узкое колено 1 в стакан с образцом топлива.
Зажать большим пальцем правой руки широкое колено 2 и, взяв свободный конец резиновой трубки в рот, засосать образец дизельного топлива. Оно должно заполнить без пузырьков и разрывов всю внутреннюю полость от конца колена 1 до метки М2. В тот момент, когда уровень топлива (при засасывании) достигнет метки повернуть вискозиметр в нормальное положение, освободить от зажатия широкое кол е- но и снять резиновую трубку. Надеть на узкое колено 1 резиновую трубку, погрузить вискозиметр (примерно до середины верхнего расширения 7) в воду, налитую в стакан, надеть резиновый манжет на широкое колено 2 и осторожно з а- крепить его в зажиме штатива, обратив особое внимание на то, что бы вискозиметр принял вертикальное положение.
При работе с вискозиметром необходимо проявлять максимум осторожности, чтобы не сломать и не загрязнить его. Для этого необходимо соблюдать следующие правила:
– при заполнении, установке и других операциях держать вискозиметр только за одно колено (широкое или узкое);
– надевая или снимая резиновую трубку, держать вискозиметр за то колено, на которое надевается или с которого снимается эта трубка;
– не затягивать чрезмерно зажим при закреплении вискозиметра в штативе.
Установить и поддерживать в термостате необходимую для испытания температуру (20 ± 0,1 ºС). Контроль температуры вести по термометру с ценой шкалы давления 0,1 ºС.
Необходимо избегать перегрева жидкости в термостате сверх задан- ной температуры, что достигается медленным нагреванием стакана, начиная с того момента, когда температура станет на 3–5 °C ниже заданной.
Выдержать вискозиметр с дизельным топливом при температуре испытания в течение 10 мин.
1. Медленно засосать дизельное топливо, находящееся во время термостатирования в расширении 6, в узкое колено немного выше метки М1 (рис. 17, 18), следя за тем, чтобы в капилляре 5 и в расширении 4 не образовывалось пузырьков воздуха и разрыва жидкости.
Наблюдая за опусканием жидкости в расширении, включить секундомер в момент прохождения уровня жидкости через метку М1.
Записав время истечения, отмеченное секундомером, с точностью до 0,2 с, повторить опыт не менее двух раз, чтобы получить три замера, отличающихся друг от друга не более чем на 0,5.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Контрольная работа |
Постоянную вискозиметра С взять из паспорта. Значение t берется
как среднее арифметическое из трех отсчетов времени истечения испытуе-
мого топлива.
Результаты вычисления выразить в сСт и округлить, оставив три значащих цифры (например 0,835; 0,883).
Определение плотности дизельного топлива производится так же, как и для бензинов (см. лабораторную работу № 1).