Раздел 3 Качественные методы системного анализа

В настоящее время существует несколько качественных методов системного анализа:

1.Метод мозгового штурма. Сущность метода заключается в том,что отбирается группа квалифицированных экспертов,но оценки и выводы делаются в ходе заседания. Все эксперты делятся на две группы: первая генерирует идеи(выставляет оценки),а вторая -их анализирует. Запрещается критиковать ту или иную идею. Идея,с которой согласится большинство, считается правильной.Место проведения –аудитория или отдельная комната, вдали от шума. Группа от 6 до 12 человек.

Преимущества метода:

-достаточно оперативен и надежен

-это максимум идей за короткий промежуток времени

-отсутствие какой-либо критики

-развитие, комбинация, модификация как своих, так и чужих идей

2.Метод сценариев. Метод основан на имитации нескольких вариантов развития проекта. Обычно их три- оптимистический, пессимистический, наиболее вероятный. По каждому варианту оцениваются риски.

Структура сценария состоит из содержания и конечных параметров. Существенное преобладание содержательной информации снижает доказательность сценария, с увеличением количественной информации снижается эмоциональное воздействие сценария на эксперта.

Преимущества метода:

-позволяет получить информацию о возможных отклонениях с учетом взаимодействия действующих факторов

-возможность получения наглядной картины различных вариантов реализации проекта

Недостаток метода:

-Направленность исследования только на изменение результирующего показателя

3.Морфологический метод. В существующей системе выделяют несколько характеристик, структурных или функциональных морфологических признаков, при этом каждый признак характеризует какой- то параметр. Все признаки помещают в таблицу, выделяют альтернативы, каждый из которых оценивается в баллах от 0 до5.По итогам выделяют главное и отказываются при планировании от невозможного в данный момент времени. Метод применяется в сравнении аналогичных объектов. Таблица в виде матрицы.

4.Экспертный метод. Часто применяется при стратегическом управлении на этапе исследования задач. Имеет несколько разновидностей:

*метод рангов. Эксперт осуществляет ранжирование (упорядочение) исследуемых объектов организационной системы в зависимости от их относительной значимости (предпочтительности). При этом наиболее предпочтительному объекту присваивается ранг 1, а наименее предпочтительному- последний ранг, равный по величине числу упорядочиваемых объектов. Более точным такое упорядочивание становится при меньшем количестве объектов исследования и наоборот.

Достоинством метода является его простота.

Недостатками являются:

-невозможность с достаточной точностью ранжировать количество объектов, количество которых превышает 15-20

-не отвечает на вопрос как далеко по значимости находятся исследуемые объекты друг от друга.

Данный метод применяется в практике довольно редко.

*метод непосредственного оценивания. Представляет собой упорядочение исследуемых объектов в зависимости от их важности путем приписывания баллов каждом из них. При этом наиболее важному объекту приписывается(дается оценка) наибольшее количество баллов по принятой шкале. Диапазон шкалы оценок наиболее распространенным бывает от 0 до 1, 0 до 5, 0 до 10, 0 до 100.в простейшем случае оценка может быть 0 или 1.Иногда оценивание осуществляется в словесной форме «очень важный», «важный», «маловажный».

Недостатком является то, что использование данного метода только при уверенности полной информированности экспертов об исследуемых свойствах объекта, чего редко не бывает.

*метод сопоставлений. Осуществляется парным сравнением и последовательным сопоставлением.

При парном сравнение эксперт сопоставляет исследуемые объекты по их важности попарно, устанавливая в каждой паре объектов наиболее важный. Все возможные пары объектов эксперт предоставляет в виде записи каждой из комбинаций(объект 1- объект 2, объект 2- объект 3, и т.д) или в форме матрицы.

Преимуществами метода являются:

-простота

-он позволяет исследовать большее количество объектов и с большей точностью

Сущность метода последовательного сопоставления состоит в том что эксперт располагает все исследуемые объекты в порядке их важности. Предварительно каждому из объектов приписывается определенное количество баллов, например, по шкале от 0 до I. Причем самому важному объект дается балл равный I, а всем остальным в порядке уменьшения их значимости, то есть от I до 0. Далее эксперт решает вопрос, будет ли важность объекта, имеющего ранг I, больше суммы балльной оценки всех остальных объектов. Если будет, то величина бальной оценки первого объекта увеличивается до соблюдения этого условия, а если нет, то эксперт уменьшает эту величину до такого числового значения, чтобы она стала меньше суммы всех остальных объектов.

Недостаток метода- его трудоемкость. Особенно это начинает ощущаться при количестве исследуемых объектов более 6-7.

Во общем недостатками экспертных методов являются:

-затратность в оплате услуг эксперта

Преимущество- научность и гарантия на перспективу.

5.Метод дерева целей. Это графическая схема, демонстрирующая разбивку общих целей на подцели. Вершина схемы- это цели, дуги- связи между целями. Дерево целей увязывает цели высшего уровня с конкретными средствами, их достижение на низшем производственном уровне через ряд промежуточных звеньев. При построении дерева следует использовать принцип иерархичности: дерево строится поэтапно, сверху вниз путем последовательного перехода от более высокого уровня к более низкому.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: