Мотивации можно определить как побуждение к действию. Поведение - это целенаправленная деятельность на основе мотивации. Мотивации возникают в результате потребности, т.е. субъективного и необходимого условия жизни данного индивидуума. Потребности можно разделить на биологические (витальные), социальные и идеальные.
Биологические потребности направлены на поддержание гомеостаза данного организма и присущи как человеку, так и животным. К этим потребностям относятся потребность в еде, воде, комфортной температуре. В гипоталамусе расположены центральные рецепторы нескольких модальностей - глюкорецепторы, осморецепторы, терморецепторы, которые совместно с аналогичными периферическими рецепторами оценивают соответствие эталонного параметра реальному значению. Отклонение от эталонного параметра может быть опасно для жизни и поэтому сопровождается неприятными чувствами - голодом, жаждой, холодом, удушающей жарой.
В гипоталамусе обнаружены соответствующие центры - голода, насыщения, жажды, терморегуляционный центр. Возбуждение этих центров вызывает соответствующую мотивацию и поведение - пищевое, питьевое, терморегуляционное. Это врожденные типы поведения, они более или менее одинаковы у всех индивидуумов одного вида. К формам врожденного поведения можно отнести и сон, для которого в гипоталамусе также обнаружен специальный центр (центр Гесса) и, вероятно, существуют и рецепторы к веществам, которые могут вызвать сон (гипногены, см. гл. 5).
|
|
Потребности и соответствующие мотивации и формы поведения могут конкурировать между собой при одновре менных жажде и голоде, при охлаждении и потребности спать и т.д. В этой связи важнейшую роль приобретает выделение ведущей потребности. Этот процесс происходит на основе выделения доминанты. Согласно А.А.Ухтомскому, первооткрывателю этого феномена, доминанта - это господствующий очаг возбуждения, который может тормозить конкурирующие очаги и подчинять их активность своему ритму. В настоящее время известно, что механизм выделения доминанты происходит при осознании потребности с участием лобной ассоциативной коры. Установлено, что импульсы от центров гипоталамуса через дорсо-медиальное ассоциативное ядро таламуса достигают лобной коры. В лобной коре происходит синтез информации от гипоталамуса (мотивации), лимбической системы (эмоции) и через n.accumbens - от гиппокампа (часть лимбической системы, отвечающей за хранение информации). Таким образом, поведенческий акт индивидуума возникает на основе ведущей потребности, с привлечением индивидуального опыта (памяти) и субъективного переживания (эмоции).
|
|
Социальные потребности связаны с продолжением рода, сохранением вида и необходимостью занимать определенное положение в обществе (иерархия), т.е. не имеют строго гомеостатического значения. Потребность в продолжении рода у животных тесно связана с рецепторной функцией гипоталамуса. В гипоталамусе и в лимбической системе обнаружены рецепторы стероидных гормонов, в том числе половых. Увеличение уровня половых гормонов активирует половую мотивацию и половое поведение. Особую роль в усилении полового поведения играют центры удовольствия, раздражение которых приводит к переживанию приятных ощущений. Эти центры диффузно распределены в лимбической системе и гипоталамусе и совпадают со скоплениями опиоидных рецепторов (см. гл. 4). Существенное значение в регуляции половой мотивации играют медиаторные системы - серотонинергическая и норадренергическая (см. гл. 4). У человека половая функция уже значительно удалилась от собственно репродуктивной и поэтому половое поведение, во-первых, перестало носить выраженный сезонный характер, как у животных, а во-вторых, часто направлено не на деторождение, а только на получение удовольствия.
Потребность занимать определенное положение в обществе у животных тесно связана с биологическими потребностями, поскольку доминирование в стаде, стае, прайде позволяет пользоваться большими благами (лучшая еда, вода, убежище, выбор самок). У человека эти потребности носят более завуалированный характер по сравнению с животными.
Идеальные потребности сводятся к потребности творчества, красоты, познания. Эти потребности характерны для человека и их трудно свести к рецепторным механизмам. На основе идеальных потребностей возникают очень сильные мотивации, которые могут конкурировать не только с социальными, но даже и биологическими потребностями. Человек, занятый научным поиском, написанием романа или картины, может в буквальном смысле слова забывать о еде и других жизненно важных потребностях.
Несмотря на кажущееся сходство, понятия мотивации и потребности нельзя идентифицировать. Дело в том, что потребности по своему смыслу должны быть направлены на сохранение индивидуального организма, семьи, вида, среды обитания, однако человек очень часто ведет себя разрушительно по отношению к себе, другим людям, к окружающей среде. В качестве самого простого примера можно привести то, что у человека есть потребность в здоровом организме, нормальном обмене веществ, сбалансированном питании, нормальном режиме дня, однако эта потребность не осознается и не оформляется в соответствующее поведение. Вместо этого человек переедает, злоупотребляет углеводами, жирной пищей, алкоголем, мало двигается. Более сильной в данном случае оказывается мотивация получения удовольствия.
6.2. Эмоции
Эмоциональная сфера активности мозга тесно связана с мотивационной сферой и характерна как для человека, так и для животных. Существующие многочисленные определения эмоций сводятся к тому, что эмоции - это глубоко субъективные переживания человеком его отношений с внешней и внутренней средой.
Эмоции обладают несколькими жизненно важными функциями.
1. Информационная функция. В настоящее время предложена информационно-потребностная теория возникновения функций (П.В.Симонов). Смысл этой теории заключается в том, что эмоциональное состояние возникает при несоответствии потребности и информационной вооруженности для достижения этой потребности. В общем виде это соотношение можно представить в виде формулы:
Эмоция = f [П(Ин – Ис)]
где П - потребность, Ин - информация необходимая, Ис - информация существующая.
|
|
Очевидно, что эмоция тем сильнее, чем больше разрыв между потребностью и возможностью удовлетворения этой потребности. Например, если есть сильная потребность в получении отличной оценки на экзамене, но нет достаточных знаний и времени для подготовки, то эмоция будет сильной и отрицательной (тревожность, страх). Если же знаний достаточно, то эмоция будет не столь сильной, хотя волнение, конечно же, останется. В том случае, когда знаний недостаточно, но и потребности в отличной оценке нет, то экзамен пройдет вполне спокойно. Если же оценка окажется выше ожидавшейся, эмоция будет сильной и положительной. Таким образом, эмоции информируют нас о нашей информационной вооруженности (знаниях, умениях, навыках, прошлом опыте и т.д.) в мире меняющихся потребностей.
2. Коммуникационная функция. Эмоции сопровождаются внешними проявлениями - мимикой, жестами, позами, вегетативными реакциями, которые воспринимаются окружающими либо как миролюбивые, либо как угрожающие.
Это позволяет решать проблемы иерархии в животном мире без серьезных увечий и смертей. Например, улыбка филогенетически происходит из оскала подчинения - знака отсутствия агрессивных намерений.
3. Функция научения. Благодаря усвоению эмоций матери ребенок еще до приобретения собственного опыта может научиться распознавать опасные и безопасные явлениямира. Например, если малыш до 1 года видит, что его мама испугалась паука или змею, он тоже пугается, не зная, чем это опасно. В этой связи эмоциональный контакт ребенка и матери имеет незаменимое значение для последующего по
ведения человека или животного.
Функция активации. Сильные эмоции всегда приводят организм в возбужденное состояние за счет активации симпато-адреналовой системы. В результате возникает ряд вегетативных реакций - повышение артериального давления,
потоотделение, повышение уровня глюкозы и жирных кислот в крови, расширение мышечных сосудов, расширение зрачков, что в конечном счете способствует повышению двигательной активности, силы, чувствительности рецепторов.
|
|
После рождения ребенок не испытывает отрицательных эмоций. Универсальная реакция ребенка - улыбка, в том числе и для незнакомца, что филогенетически связано с гримасой подчинения. Отрицательные эмоции у детей проявляются примерно в 5-6 месяцев. Именно в это время можно заметить реакцию боязни незнакомца, страх при уходе матери из поля зрения.
Эмоции различаются по нескольким критериям. В первую очередь можно выделить положительные и отрицательные эмоции. Положительных эмоций немного - радость, удовлетворение. Отрицательных значительно больше - страх, ужас, злость, гнев, ярость, удивление, отвращение, обида и т.д. Названные эмоции применимы и к человеку, и к животным и могут быть названы простыми (дифференцированными) эмоциями. Для человека также характерны более комплексные эмоции, которые можно назвать чувствами - чувство презрения, вины, совесть, альтруизм, любовь и т.д. Комплексные эмоции обладают теми же функциями, что и простые эмоции. Эмоции различаются по силе - например, злость —>гнев —>яростъ или настороженность-астрах,—> ужас.
Для эмоций разработаны нейрофизиологические и нейромедиаторные механизмы. Можно считать установленным, что эмоции зарождаются в лимбической системе (см. гл. 2). Для появления эмоции в лимбической системе существуют важные условия:
1. Наличие круговых замкнутых структур (кругов Пэйпеца), по которым возбуждение может циркулировать достаточно долго:
2. Наличие двусторонних связей с лобной корой, что важно для осознания эмоций. Тем не менее для эмоций характерно то, что их нельзя вызвать или затормозить усилием воли, так как источник эмоций - потребности организма - расположен в гипоталамусе, не подчиненном коре мозга.
3. Долго не затухающее возбуждение после стимуляции вследствие длительной деполяризации нейронов аминокислотными медиаторами - аспарагиновой и глутаминовой кислотой.
4. Наличие проекций от серотонинергической и норадренергической медиаторных систем, которые могут изменять эмоции и настроение, и высокая плотность опиоидных рецепторов (см. гл. 4).
Выделено несколько структур лимбической системы, которые отвечают за агрессивно-оборонительное поведение и состояние ярости. Эти структуры объединены в круг:
При стимуляции этого круга животное без причин нападает, скалит клыки, шипит, выгибает спину, выпускает когти (состояние "холодной ярости"). В противоположность этому при разрушении миндалевидного комплекса может наступить потеря агрессивности. В том случае, если удаляется вся височная доля (кора, гиппокамп и миндалевидный комплекс), появляется синдром Клювера-Бюси (Kluver-Bucy):
1) потеря страха; 2) ручное состояние;
3) сниженная агрессивность; 4) повышенная сексуальность;
5) оральное обследование предметов;
6) психическая слепота.
Миндалевидный комплекс представляет собой участок коры, который в ходе эволюции оказался в глубине больших полушарий, поэтому ядрам этого комплекса приписывается функция "окна", через которое человек подсознательно ощущает свое место в ситуациях внешней среды.
Эмоциональная сфера подвержена отклонениям от нормального функционирования в виде смены эйфории и депрессии при маниакально-депрессивном синдроме за счет нарушения уровня и соотношения моноаминергических систем мозга, эйфории, скорбного бесчувствия (anesthesia dolorosa) и т.д. Стремление пережить положительные эмоции может стать доминирующей потребностью человека и, соответственно, доминирующей мотивацией поведения, особенно при употреблении наркотических средств.