Тема 7. Развитие права в России в первой половине XIX века

Задачи семинара

Изучение наиболее важных фрагментов текста первого гражданского уголовного кодекса в истории российского законодательства; реконструкция основных институтов Общей части уголовного материального права и их оценка; выявление особенностей терминологии, юридического языка, юридической техники и приемов систематизации уголовно-правового материала во второй четверти XIX в.; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях;

1. Общественный строй России в первой половине XIX века.

2. Государственный строй России в первой половине XIX века.

3. История систематизации российского законодательства.

4. М. М. Сперанский и «План государственных преобразований». Роль Сперанского в развитии права.

5. Полное собрание законов Российской империи, общая характеристика.

6. Свод законов Российской империи. Принципы построения, структура, характеристика основных разделов:

а) основные государственные законы;

б) законы о состояниях;

в) законы гражданские;

г) законы уголовные.

ТЕМА 8. КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1861 Г.

Задачи семинара: Изучение наиболее важных фрагментов текстов документов крестьянской реформы 1861 года; изучение изменения гражданской правосубъектности бывших крепостных крестьян; выявление новых принципов и форм земельных правоотношений крестьян и землевладельцев; изучение новой организации управления крестьянами; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях.

План семинара:

1. Общая характеристика реформы, ее место среди либеральных реформ XIX в., ее значение.

2. Правовой статус временнообязанных крестьян.

3. Уставные грамоты и выкупная операция.

4. Поземельное, сословное устройства и общинно - волостное самоуправление крестьян по Положениям 1861 г.

Методические указания

При ответе на первый вопрос необходимо остановиться на анализе общего кризиса феодально-крепостнического строя, обострении классовой борьбы и революционной ситуации 1859 – 1861 г.г., на предпосылках Великих реформ 60-70-х г.г. XIX в., на их общей характеристике.

Далее целесообразно проанализировать причины отмены крепостного права в России, подготовку и проведение крестьянской реформы 1861 г., ее содержание, и сущность и значение. Характеристику 2-го, 3-го, 4-го вопросов выстраивать необходимо с привлечением соответствующих реформе нормативных актах (см. хрестоматию).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: