Рассуждение с целью обоснования истинности какого-либо утверждения есть доказательство. Существуют различные методы доказательства теорем. Под методом доказательства будем понимать способ связи аргументов при переходе от условия к заключению суждения. Методы доказательства, используемые в школьном курсе математики, можно выделить по двум основаниям: по пути обоснования тезиса (прямое и косвенное); по математическому аппарату, используемому в доказательстве.
К прямым приемам доказательства относятся:
1. Прием преобразования условия суждения (синтетический).
2. Прием преобразования заключения суждения: а) отыскание достаточных оснований справедливости заключения (восходящий анализ); б) отыскание необходимых признаков справедливости суждения с последующей проверкой обратимости рассуждений (нисходящий анализ).
3. Прием последовательного преобразования то условия, то заключения суждения.
К косвенным приемам поиска доказательств относятся:
1. Метод “от противного” (истинность доказываемого тезиса устанавливается посредством опровержения противоречащего ему суждения).
|
|
2. Разделительный метод или метод разделения условий (тезис рассматривается как один из возможных вариантов предположений, когда все предположения отвергаются, кроме одного), иначе этот метод называют методом исключения.
К методам доказательства, выделенным по второму основанию, когда способ связи аргументов согласуется с определенной математической теорией в школьном курсе математики, относятся:
1. Метод геометрических преобразований. Э тот метод в школе используется как средство обоснования некоторых отношений между элементами евклидовой геометрии. Состоит он из выполнения последовательности шагов: выбирается геометрическое преобразование, обладающее свойством, которое позволяет обосновать наличие указанного отношения между объектами евклидовой геометрии; выполняется преобразование, при котором один объект переходит в другой; обосновывается наличие указанного отношения между объектами с помощью свойств выбранного геометрического преобразования.
2. Алгебраические методы (уравнений, неравенств, тождественных преобразований).
3. Векторный метод, использующий аппарат векторной алгебры.
4. Координатный метод, Координатный метод - это способ определения положения точки на прямой, на плоскости или в пространстве с помощью чисел (например, в декартовой системы координат ли какой-либо другой). Используя координатный метод, алгебраические уравнения можно истолковать в виде геометрических образов (графиков или фигур) и, наоборот, искать решение геометрических задач с помощью аналитических выражений (уравнений, неравенств или их систем).
|
|
При доказательстве математических утверждений используются разные математические методы.
Для того, чтобы учащиеся овладели прямым и косвенным доказательствами, необходимо сформировать у них определенную последовательность умений:
- умение искать доказательство,
- умение проводить доказательство,
- умение оформлять доказательство теоремы.
Вопрос
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
•формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
•проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
•активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
•построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
•действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для меня учение, изучаемый предмет, материал, и уметь находить ответ на него;
•действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
•целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
•планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
•прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
•контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
•коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
•оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
•волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:
•общеучебные,
•логические,
•действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
•самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
•поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
•структурирование знаний;
•осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
•выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
•рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
•постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
•моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
•преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Универсальные логические действия включают в себя:
•анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
•синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
•выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
•подведение под понятия, выведение следствий;
•установление причинно-следственных связей,
•построение логической цепи рассуждений,
•доказательство;
•выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблем это:
•формулирование проблемы;
•самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных действий:
•планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
•постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
•разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
•управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
•умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:
•как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
•какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
•какие методы и средства обучения выбрать;
•как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.
•как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Поэтому для того чтобы сформировать у учащихся любое УУД в образовательной системе предложен следующий путь, который проходит каждый ученик:
•вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;
•основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;
•далее изученное УУД включается в практику учения на уроке, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;
•в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
|
|
|
|
Рассмотрим, как происходит формирование универсальных учебных действий на одном из уроков геометрии в 9 классе по теме «Решение треугольников».
Цель урока: изучить алгоритм «Решение треугольников», ознакомиться с примерами решения различных типов задач по данной теме, научить применять полученные знания для решения практических задач.
Задачи:
Обучающие:
•формирование первоначальных представлений о решении треугольников;
•приобретение опыта применения теоремы синусов и косинусов для решения треугольников.
Развивающие:
•умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
•умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Воспитательные:
•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
•формирование целостного мировоззрения;
•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, ПК на каждого ученика.
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Время |
Организа-ционный момент | Проверяет домашнее задание. Объявляет тему урока | Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | 2 мин | ||
Актуали-зация знаний | Презентация «Теорема косинусов».ЭОР информацион-ного типа «Решение треугольников. Метрические соотношения в треугольнике», сцена 1,2,3,4 | Задаёт вопросы, комментирует и корректирует ответы | Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока | Анализ, построение логической цепи рассуждений, доказательство | 5мин | |
Постано-вка целей урока | ЭОР практического типа «Решение треугольников. Метрические соотношения в треугольнике», сцена 1 | Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулиро-вать цель урока | Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Целеполагание, подведение под понятия | 3 мин | |
Новый материал | Презентация «Решение треугольни-ков». ЭОР практического типа Сцены 2, 4, 5. Воспроизведение на экране | Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников | Записывают тему, воспринимают новую информацию, отвечают на вопросы учителя | Элементы волевой саморегуляции, знаково-символические действия, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | 7 мин | |
Первичная проверка знаний | ЭОР контрольного типа. Сцены 1, 2. 3 Воспроизведение на экране | Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы | Отвечают на вопросы модуля. Решают поставленные задачи | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, анализ, синтез,установление причинно-следственных связей | 3 мин | |
Закрепление знаний | ЭОР контрольного типа. Модуль 2. Сцены 1-5. Работа на персональных компьютерах.Выполнение теста на компьютере в программе Excel | Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения | Отвечают на вопросы модуля. Решение записывают в тетрадь. Выполняют тест на компьютере в программе Excel | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности, построение логической цепи рассуждений, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | 18 мин | |
Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание. | Авторская презентация | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу, имеющуюся на слайде презентации.Поясняет домашнее задание | Проводят самооценку, рефлексию. Записывают домашнее задание | Анализ и синтез, рефлексия способов и условий действия | 2 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
«Решение треугольников»
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
Решение треугольников. Метрические соотношения в треугольнике | Информационный модуль | Видеофрагменты | http://www.fcior.edu.ru/card/6067/reshenie-treugolnikov-metricheskie-sootnosheniya-v-treugolnike.html | |
Теорема косинусов | Мультимедиа | Презентация | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5bcf61db-629d-4ef6-967c-abe3f9b60fcd/view/ | |
Решение треугольников | Мультимедиа | Презентация | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d95748b7-adb9-4167-ad92-8d6144207eb9/view/ | |
Решение треугольников. Метрические соотношения в треугольнике | Практический модуль | Видеофрагменты | http://www.fcior.edu.ru/card/12744/reshenie-treugolnikov-metricheskie-sootnosheniya-v-treugolnike.html | |
Решение треугольников. Метрические соотношения в треугольнике | Контрольное задание из трех сцен | Видеофрагменты | http://www.fcior.edu.ru/card/11810/reshenie-treugolnikov-metricheskie-sootnosheniya-v-treugolnike.html | |
Тест к уроку | Интерактивное задание | Тест | http://schools.keldysh.ru/bb-12/test.zip |
11 вопрос
Математическая речь является средством выражения математических мыслей, их образования и развития. Она подчиняется всем правилам речи, которые вы знаете из русского языка. Развитая речь - это содержательная, связная и правильная речь, это умение грамотно излагать полученные знания и выражать свои мысли.
Развитие речи - это повседневная работа над речью на всех уроках. Труднее это дается на уроках математики. Если в разговорной речи мы оперируем обще употребляемыми терминами, то на уроках математики � в основном только терминами математики, причем, некоторые из них мы в обыденной жизни не употребляем (гомотетия, дифференцирование и т.п.). Поэтому, для развития математической речи нужна специальная и кропотливая работа. Следует помнить, что развитие мышления невозможно без развития речи. И наоборот: развивать речь без развития мышления � это значит, прежде всего, воспитывать болтливость, умение говорить, не заботясь о содержании.
Как известно, речь делится на устную и письменную, которые должны удовлетворять следующим требованиям.
1. Речь должна быть содержательной. Нельзя говорить о чем-либо, если вы плохо о нем знаете. Надо говорить о конкретных вещах и явлениях.
2. Речь должна отличаться логичностью, которая проявляется в последовательном изложении мыслей. Последовательно изложить мысли - это значит связно изложить по плану. Ответы составляются по определенному плану: либо предложенному учителем или учебником, либо составленным самостоятельно. Предложения должны быть расположены последовательно и связно соединены. Важно, чтобы не было в устных ответах и записях пропусков существенно важных действий, фактов, чтобы не было повторений, противоречий и чтобы связь была выражена не только внешне, но и по существу. Если говорите "следовательно", то это значит, что мысль должна действительно вытекать из предыдущих мыслей.
3. Речь должна быть ясной, т.е. такой, чтобы она могла быть понята одинаково всеми и без особых затруднений. Этому способствуют чистота и правильность речи.
4. Речь должна быть точной, т.е. по возможности правдиво изображать явление, верно передавать содержание прочитанного.
Виды математической речи можно представить в виде следующей таблицы, где каждый вид к тому же разбит на конкретные приемы для их развития.
Рассмотрим на простейших примерах приемы развития устной математической речи.
Работа над звуковой стороной речи сводится к формированию правильного произношения и выразительного чтения математических терминов и любого задания. Для успешного решения этой задачи надо следить, прежде всего, за речью учителя, а затем за своей речью.
Выполните следующие упражнения:
1. Прочитайте слова, соблюдая ударения: километр, миллиметр, выражение, вычислить, сложить, наименование и т.п.
2. Прочитайте правильно: прибавить к 95, вычесть из 89, к 139 прибавить 324 и т.д.
3. Пример 25-12 Коля прочитал так: "Из двадцать пять вычесть двенадцать". Прав ли он?
Словарная работа на уроках математики сводится к пониманию и умению объяснять значение математических терминов, усвоению их правильного написания и формированию умений составлять содержательное связное высказывание. С этой целью полезно выполнить упражнения следующих видов.
1. Упражнения на объяснение значений математических терминов:
1) объясните значение слов и выражений: функция, аргумент, равенство, разрядное число, разрядные слагаемые, геометрия.
2) математическое выражение 18 � 4 Сережа прочитал: "18 взять 4 раза". Правильно ли он прочитал это выражение?
3) выполнив действие 18+2=20, Наташа ответила: "У меня получилось 20, я сосчитала правильно". Правильно ли она сказала?
2. Упражнения на правильное написание терминов:
1) запишите слова, вставив пропущенные буквы: нум.рация, выч.таемое, ед.ница, кил.грамм, п.добие, тр.угольник.
2) исправьте ошибку в записи слов: вычеслить, дилить, слажить, сенус, катангенс, праизводная.
3. Упражнения на составление правильных связных высказываний:
1) прочитайте предложения, вставив пропущенные слова: "От... слагаемых...не изменится", "Чтобы к числу прибавить сумму, можно к числу прибавить... слагаемое, а потом к полученному результату...
.... слагаемое";
2) используя данные слова и выражения, составьте известное вам правило: слагаемое, сумма, найти, вычесть, неизвестное, слагаемое, другое, чтобы, надо, из.
Формирование культуры математической речи сводится к устранению грамматических и математических ошибок, таких речевых недостатков, как неточность и бедность речи, употребление лишних слов, неправильный порядок слов в предложении и т.п.
На этом этапе работы по развитию речи достигается ясность и точность речи. Полезны упражнения следующего вида.
1. Упражнения на устранение грамматических и математических ошибок:
1) устраните математические ошибки в тексте: "Чтобы найти неизвестное число в выражении х+2=8, надо к 8 прибавить 2";
2) на вопрос учителя Коля ответил так: "При прибавлении к цифре 5 числа 4 будет 9".Какие ошибки допустил Коля?
3) Сережа, решая уравнение 8-х=3, рассуждал так: "Чтобы найти х, надо из большего числа (8) вычесть меньшее (3) и получим х: х=8-3, х=". Правильно ли рассуждал Сережа?
2. Упражнения на устранение речевых недостатков подбираются в основном такие же, как и на уроках чтения, только используется математический материал. В частности, полезны такие упражнения:
1) устраните недостатки в объяснении ученика, если его ответ на вопрос "Как сложить числа 25 и 8?" был таким: "К 25 надо прибавить сумму чисел 5 и 3. Заменим второе число 8 суммой удобных слагаемых 5 и 3. Удобнее к 25 прибавить первое слагаемое 5, получим 30. К полученной сумме прибавим второе слагаемое 3, т.е. 25+(5+3)=(25+5)+3=33";
2) пример 295+12=307 Коля прочитал так: "К двести девяносто пять прибавим 12 и получим триста семь". Правильно ли он прочитал?
Развитие связной математической речи осуществляется в соответствии с требованиями к развитию речи на уроках литературы. Полезны, в частности, упражнения следующего вида:
11. Составьте текст, используя набор слов и выражений:
1) чтобы, на, произведение, двух чисел, это, умножить, число, можно, умножить, первый, число, на, множитель, число, на второй, и,
полученное, умножить, множитель;
2) 4·(2·3); тогда (4·2)·3; 24; =; 8 ·3; =;
2. Прочитайте данные предложения в таком порядке, чтобы получилось связное объяснение:
"Значит; 48:4=12; это число 12; разделить 48 на 4 значит найти число; которое при умножении на 4 дает 48".
3. Закончите объяснение: "Чтобы разделить число 12 на произведение 3·2, можно 12 разделить на... и...".
Приемы развития письменной речи покажем на примере оформления решения задачи. При этом помните: нужно не только учиться правильно мыслить, но и правильно говорить, писать коротко и ясно. Это самый лучший способ лечения "болезни" под названием "Знаю, но рассказать не могу".
1. Оформление в виде связного текста.
Задача. Первую половину рукописи машинистка перепечатывала по 6 страниц в час, а вторую половину - по 12 страниц в час. Сколько страниц в среднем печатала машинистка за 1 час?
Решение. На каждый 2 страницы рукописи (одну из первой половины рукописи, а другую - из второй половины) машинистка затрачивала час, а всего за один час в среднем перепечатывала 2·4 = 8 страниц.
2. Оформление в виде рисунка.
Задача. Взяли 6 листков бумаги и некоторые из них разорвали на 7 частей; некоторые из получившихся листков снова разорвали на 7 частей и т.д. несколько раз. Сосчитав общее число получившихся листков бумаги, установили, что их 67. Как показать, что произошла ошибка при подсчете?
Оформим решение в виде рисунка:
Ответ: ошибка при подсчете.
3. Оформление в виде схематического решения - рисунка.
Задача. Покажите, что 6 достаточно круглых, не отточенных карандашей можно расположить так, чтобы любые два из них соприкасались друг с другом.
Решение (рис.17):
Рис.17
Решение оформлено в виде схематического решения - рисунка.
4. Оформление в виде схемы,
Задача. Из Москвы в Астрахань каждый день в 12.00 ч отправлялся теплоход, который находился в пути 4 суток. Из Астрахани в Москву ежедневно в 12.00 также отправлялся теплоход, который находился в пути 5 суток. Сколько теплоходов Астрахань-Москва встречали теплоход, отправлявшийся из Москвы, в течение всего пути?
Рис.18
Решение оформлено в виде схемы (рис.18). Ответ: 10 теплоходов.
5. Оформление в виде содержательной схемы.
Задача. Колхознику необходимо прибыть в пункт, находящийся на расстоянии 134,7 км от его дома. 2,4 часа он ехал на автобусе со скоростью 55 км/ч, а остальную часть пути он шел пешком со скоростью 4,5 км/ч. Сколько времени он шел пешком?
Решение этой задачи оформлено в виде содержательной схемы.
Ответ: 0,6 часов.
6. Оформление с применением символики.
Задача. По дороге шли два отца, два сына и дедушка с внуком.
Сколько человек шли по дороге?
Одно из возможных решений, оформленное с применением символики, выглядит так:
{д, о} U {o, c} U {д, с} = {д, o, c}, где U - обозначение объединения множеств.
Обозначили: д - дедушка, о - отец, с - сын. Ответ: 3.
7. Оформление с помощью схемы графа.
Задача. Сколько всевозможных примеров на деление (без остатка) можно составить с числами 12, 26, 4, 96, 13, 78 и 3?
Решение, оформленное с помощью особой схемы - графа выглядит так (рис.19):
Каждая выходящая стрелка - один пример. Петля при вершине графа означает примеры вида 12:12.
Рис. 19
Ответ: 16 примеров.
8. Оформление в виде таблицы.
Задача. Ходжа Насреддин расплачивался за ночлег в харчевне с ее хозяином ежедневно одним звеном золотой цепочки из семи одинаковых звеньев, чтобы не терять лишнее золото при распиливании, хозяин поставил Ходже условие: распилить только одно звено цепочки. Ходжа Насреддин с этим условием согласился и сумел его выполнить. Как он это сделал?
Решение, оформленное в виде таблицы 2:
Дни | Отдал n-е звено | Получил n-е звено |
n=5 n=6,7 n=5 n=1,2,3,4 n=5 n=6,7 n=5 | - n=5 - n=5,6,7 - n=5 - |
Таблица 2.
Мы показали способы решения задач, используя книгу Ю.М. Колягина, В.А. Оганесяна "Учись решать задачи", М., Просвещение, 1980 г. Имеются еще и другие способы оформления, вы с ними встречаетесь при выполнении упражнений. Главное для каждого - уметь выбирать наиболее удобный способ оформления математических записей.