Порядок и учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Норма постановки на учет - размер общей площади жилых помещений, приходящийся на долю каждого проживающего, в пределах которого граждане и члены их семей признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежат постановке на учет.

При определении числа проживающих учитываются граждане, за которыми сохраняется право пользования жилыми помещениями на срок их временного отсутствия.

В число проживающих не включаются граждане, для которых занимаемые жилые помещения являются местом пребывания.

2. При определении размера общей площади, приходящейся на долю каждого члена семьи, учитываются жилые помещения (доли жилых помещений), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования в соответствии с законодательством.

Супруги и их несовершеннолетние дети являются членами одной семьи.

Не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями граждане, занимающие жилые помещения на основании договора поднайма, договора краткосрочного найма, а также граждане, пользующиеся жилыми помещениями в качестве временных жильцов.

3. Граждане, проживающие в одном жилом помещении, объединенные признаками родства или свойства, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, при наличии их волеизъявления признаются разными семьями.

Разные семьи подлежат отдельной постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Право на внеочередное или первоочередное улучшение жилищных условий членов одной семьи не распространяется на членов другой семьи, проживающих в одном жилом помещении, за исключением случаев, когда отселение другой семьи позволяет снять с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семью, обладающую таким правом, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

(абзац введен Законом г. Москвы от 17.12.2003 N 76)

4. Норма постановки на учет устанавливается в размере 10 квадратных метров общей площади для отдельных квартир.

5. Норма постановки на учет устанавливается в размере 15 квадратных метров общей площади для квартир коммунального заселения и квартир гостиничного типа.
Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они проживают в городе Москве в общей сложности не менее 10 лет (и иное не установлено законодательством) и занимают независимо от формы собственности:

1) жилые помещения размером менее нормы постановки на учет;

2) жилые помещения, которые в соответствии с законодательством, нормативными правовыми актами, а также перечнем, приведенным в приложении 1, не подлежат коммунальному заселению при условии, что в жилом помещении, где проживают разные семьи, на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет, установленной для квартир коммунального заселения;

3) жилые помещения, которые на основании судебного решения об отказе гражданам в заключении отдельного договора социального найма на изолированное жилое помещение в соответствии с приходящейся на их долю площадью не подлежат коммунальному заселению при условии, что в квартире, где проживают разные семьи, на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет, установленной для квартир коммунального заселения;

Об отказе в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению подпункта 4 пункта 1 статьи 3 см. решение Московского городского суда от 16.02.2004 N 3-66/2004.

4) жилые помещения, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при условии, что на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет за вычетом дополнительной площади, право на пользование которой учитывается для каждого больного в соответствии с приложением 3, другими правовыми актами Российской Федерации;

5) жилые помещения, состоящие из одной комнаты или смежных неизолированных комнат, при отсутствии у проживающих в них граждан родственных отношений независимо от нормы постановки на учет;

6) жилые помещения, признанные в установленном порядке непригодными для проживания, независимо от нормы постановки на учет;

7) жилые помещения в квартирах (домах) коридорной планировки, а также в домах с ограниченными удобствами, не отвечающие стандартам благоустройства, установленным приложением 2, независимо от нормы постановки на учет;
Приватизация жилых помещений.

11 июля 1991 г. на территории России введен в действие Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 г. "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
С 10 января 1993 г. вступил в силу Закон Российской Федерации от 23 декабря 1992 г., которым внесены изменения и дополнения в Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 г.
Во исполнение постановления Верховного Совета РСФСР "О введении в действие Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" Советом Министров РСФСР было разработано и постановлением коллегии Государственного комитета жилищно-коммунального хозяйства от 18 октября 1991 г. утверждено Примерное положение о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации.
На основании этого Примерного положения Верховные Советы республик в составе Российской Федерации, краевые, областные Советы народных депутатов разработали и утвердили Положение о порядке и условиях передачи государственного и муниципального жилищного фонда в собственность граждан.
В связи с принятием Закона Российской Федерации о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации в Жилищный кодекс были внесены соответствующие изменения и дополнения Законом Российской Федерации от 6 июля 1991 г.
В результате проведенных законодателем изменений во второй половине 1991 г. в судах России появилась новая категория гражданских дел.
До принятия Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" действовали союзные и республиканские нормативные акты, предусматривающие условия и порядок продажи государственного и общественного жилищного фонда в личную собственность граждан.
До настоящего времени действует Положение о продаже гражданам квартир в собственность и оплате расходов на их содержание и ремонт, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 21 апреля 1989 г. Данное Положение предусматривает возможность продажи гражданам незаселенных квартир в домах, подлежащих реконструкции или капитальному ремонту, все квартиры в которых предназначены для продажи (кроме квартир в закрытых военных городках).
Закон Российской Федерации о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации (в редакции от 4 июля 1991 г.) предусматривал бесплатную передачу в собственность граждан жилых помещений в размере не менее 18 кв. м. общей площади на одного человека и дополнительно 9 кв. м. на семью. Площадь квартиры, превышающей нормы бесплатно передаваемого жилья, подлежала оплате гражданами.
После внесения 23 декабря 1992 г. в этот Закон изменений и дополнений передача в собственность занимаемого гражданами жилья производится бесплатно, независимо от его размера. Суммы, ранее выплаченные гражданами за часть общей площади, превышающей по размеру названные выше нормы, подлежат возврату.
Верховным Судом Российской Федерации совместно с некоторыми Верховными судами республик в составе России, краевыми, областными судами изучена практика рассмотрения дел, связанных с приватизацией жилья.
Как показали материалы обобщения этих дел, рассмотрение судами обращений граждан является эффективным средством защиты их прав, предусмотренных Законом Российской Федерации о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации.
Вместе с тем есть определенная сложность в рассмотрении таких дел судами, обусловленная в первую очередь тем обстоятельством, что многие положения названного Закона изложены сжато, без уточнения механизма их реализации.
Не содержит каких-либо существенных разъяснений по порядку применения Закона и Примерное положение о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации.
Учитывая, что суды по-разному подходят к разрешению целого ряда вопросов, возникающих при рассмотрении дел данной категории, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, обсудив 24 августа 1993 г. материалы проведенного изучения, принял постановление N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
В постановлении отмечено, что в соответствии с п. 1 ст. 25 ГПК, предусматривающим подведомственность судам дел по спорам граждан, возникающим из гражданских правоотношений, судам подведомственны дела, связанные с осуществлением и защитой прав граждан при приватизации занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, т. е. жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений.
Специальное указание о подведомственности таких дел содержится и в ч. 3 ст. 8 Закона, предусматривающей, что в случае нарушения прав гражданина при приватизации жилья он вправе обратиться в суд. Однако порядок обращения гражданина в суд и порядок рассмотрения его заявления судом в Законе не определен.
Изучение показало, что в решении этого вопроса нет единства. Одни суды рассматривали заявления граждан, поданные в связи с отказом в приватизации жилых помещений, в порядке, предусмотренном главой 22 ГПК для дел, возникающих из административно-правовых отношений, другие - в порядке искового производства.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 2 постановления от 24 августа 1993 г. разъяснил, что, поскольку в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и соответствующим Советом народных депутатов, исполнительным органом, предприятием, за которым на праве полного хозяйственного ведения закреплен, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве гражданском, он должен разрешаться судом по правилам искового производства.
В соответствии с Законом (в редакции от 23 декабря 1992 г.) занимаемое жилое помещение передается гражданину бесплатно независимо от размера и стоимости этого помещения. Оценка приватизируемого жилья производится лишь для последующего взимания налога с собственности и не влияет на решение вопроса о бесплатной передаче жилья в собственность граждан.
Учитывая это обстоятельство, Пленум счел необходимым обратить внимание судов на то, что государственная пошлина при подаче заявлений по делам, возникшим в связи с отказом в приватизации, должна взиматься в размере, предусмотренном подп. "д" п. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. "О государственной пошлине" для исковых заявлений, не подлежащих оценке.
Что же касается исковых заявлений лиц, претендующих на приватизированное жилое помещение по мотиву принадлежности этого помещения наследодателю, в том числе и в случае, когда приватизация не была надлежащим образом оформлена при жизни наследодателя, то они должны оплачиваться государственной пошлиной, исходя из действительной стоимости помещения, по поводу которого возник спор, определяемой на время предъявления иска (подп. "а" п. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".)
Право на бесплатную приватизацию жилья законом предоставлено только гражданам, занимающим жилое помещение по договору найма или аренды в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Это право, как отмечалось выше, реализуется гражданами в порядке, утверждаемом Верховными Советами республик в составе Российской Федерации, Советами народных депутатов краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга.
Суды при рассмотрении дел, возникших в связи с отказом в приватизации жилого помещения, не всегда выясняют, соблюден ли гражданином установленный порядок передачи жилья в собственность (оформлено ли в письменном виде согласие совершеннолетних членов семьи на приватизацию жилого помещения, внесена ли плата за услуги по оформлению документов на приватизацию, представлена ли справка с предыдущего места жительства о том, что сам истец и члены его семьи не приобретали ранее занимаемое жилое помещение в собственность в порядке бесплатной приватизации).
Так, Суздальский районный народный суд Владимирской области, рассмотрев дело по заявлению М. к совхозу "Нерль" и администрации Весинского сельского Совета народных депутатов об устранении нарушения права на приватизацию жилья, обязал ответчиков заключить с истцом договор на приватизацию занимаемой квартиры. При изучении материалов этого дела установлено, что ни одного из перечисленных выше обстоятельств суд не исследовал, рассмотрел дело в отсутствии сторон, но с участием прокурора. Не уточнил суд, кто же является надлежащим ответчиком. Учитывая, что ордер на занятие квартиры семьей истца выдан в 1992 году, тем более необходимо было выяснить, не получал ли истец ранее в собственность жилое помещение путем его бесплатной приватизации, истребовать справку с предыдущего места жительства.
При рассмотрении таких дел судам следует также иметь в виду, что упомянутые локальные нормативные акты, определяющие порядок приватизации жилья, не должны противоречить Закону Российской Федерации о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, что имеет место на практике.
Некоторые Положения, например, ввели ограничения на приватизацию жилья лицами, имеющими личные дома за пределами республики, края, области, а также предусмотрели право на приватизацию гражданами занимаемых жилых помещений в домах общественных объединений и организаций.
В указанных случаях при разрешении возникшего спора суду необходимо руководствоваться не локальным нормативным актом, а положениями Закона Российской Федерации о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: