Е) помещение несовершеннолетнего судебной инстанцией в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение

(2) Меры, предусмотренные частью (1), исчерпываются перечисленными.

(3) К несовершеннолетнему может быть применено одновременно несколько принудительных мер воспитательного характера.

(4) В случае систематического уклонения несовершеннолетнего от назначенных принудительных мер воспитательного характера судебная инстанция по предложению специализированных государственных органов может отменить эти меры и решает вопрос о направлении уголовного дела прокурору или, по обстоятельствам, устанавливает наказание в соответствии с законом, на основе которого лицо было осуждено.

[Ст. 104 изменена Законом N 292-XVI от 21.12.2007 г., в силу 08.02.2008 г.];

[Ст. 104 изменена Законом N 211-XV от 29.05.2003 г., в силу 12.06.2003 г.]

1. Основания и порядок освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности и от уголовного наказания ранее уже рассматривался (см. комментарий к ст.ст. 54 и 93 УК РМ). Там же частично рассматривалась процедура применения принудительных мер воспитательного характера.

2. Принудительные меры воспитательного характера в отношении несовершеннолетнего по своей юридической природе могут быть видом освобождения не только от уголовной ответственности (ст. 54 УК РМ), но и от уголовного наказания, особой формы индивидуализации уголовной ответственности в случаях их применения в соответствии с положениями ст. 93 УК РМ.

3. Принудительными мерами воспитательного характера являются меры, исчерпывающий перечень которых дает ч. (1) ст. 104 УК РМ.

Они являются мерами государственного воздействия, альтернативными по отношению к уголовному наказанию, хотя также направлены на исправление несовершеннолетнего, совершившего преступление. При их применении центр внимания переносится на социальную помощь, поддержку, контроль, что отвечает характеристике подобных мер как альтернативных наказанию, предусмотренных Минимальными стандартными правилами ООН, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Резолюция ООН 40/33 от 29.11.1995 г., п. 18.1).

4. Принудительные меры воспитательного характера, являясь особой мерой государственного принуждения, в отличие от уголовного наказания не влекут судимости, назначаются, прежде всего, на основе данных о личности виновного и условиях его жизни.

При избрании конкретного вида принудительных мер воспитательного характера судебная инстанция должна всесторонне учесть характер и степень общественной опасности преступления, обстоятельства его совершения и роль в его совершении несовершеннолетнего, влияние взрослых, личность несовершеннолетнего, условия его жизни и воспитания, состояние здоровья и уровень физического, интеллектуального развития, другие особенности личности несовершеннолетнего.

5. Предупреждение (п. а) ч. (1) ст. 104 УК РМ) как мера воспитательного характера реализует цели исправления и превенции посредством разъяснения подростку характера и степени опасности совершенного им деяния, размера причиненного преступлением вреда и возможных последствий.

Необходимость такого рода разъяснений обусловлена тем, что в силу психологических возрастных особенностей несовершеннолетний не в состоянии в полной мере осознать степень фактически причиненного им вреда.

Предупреждение является мягчайшим видом принудительных мер воспитательного характера, состоит в объявлении судом в судебном заседании в обвинительном приговоре осуждения поведения несовершеннолетнего, совершившего преступление. Существует практика дополнительного устного разъяснения несовершеннолетнему и присутствующим в зале судебного заседания его родителям или лицам, их заменяющим, сути и значения примененной к несовершеннолетнему именем закона меры.

6. Назначая несовершеннолетнему принудительную меру воспитательного воздействия в виде передачи его под надзор родителей или лиц, их заменяющих (п. в) ч. (1) ст. 104 УК РМ), судам необходимо выяснить, могут ли эти лица осуществлять такой надзор (характер их работы, образ жизни и проч.) и оказывать на него воспитательное воздействие.

Воспитательное воздействие передачи несовершеннолетнего под надзор предполагает проявление к нему особого внимания, например, организацию и проведение с ним совместного досуга, проявление интереса к его увлечениям, развитие его природных способностей, знание специфики подростковой психологии, оказание влияния своим личным авторитетом, примером и проч.

Контроль над поведением несовершеннолетнего, являющийся обязательным элементом передачи под надзор, предполагает постоянную осведомленность лиц, осуществляющих надзор, о его времяпрепровождении и нахождении в любое время суток, о его друзьях и т.п.

Несмотря на то, что закон не требует согласия родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор, такое согласие все же должно быть получено. В противном случае передача под надзор утрачивает смысл. Форма выражения согласия не имеет принципиального значения. Однако с процессуальной точки зрения предпочтительнее письменная форма выражения.

Принимая решение о передаче несовершеннолетнего под надзор, необходимо указать срок, в течение которого будет применяться эта мера. Срок надзора должен устанавливаться судебной инстанцией с учетом личности подростка, его возраста и всех обстоятельств дел. Представляется, что срок должен быть не менее одного и не более двух лет – за совершение незначительного преступления и не менее двух, но не более трех лет – за преступления средней тяжести.

7. Недопустимо передавать несовершеннолетнего под надзор отцу или матери, которые в связи со своим поведением не способны положительно влиять на него. И, наоборот, представляется целесообразной передача несовершеннолетнего под надзор и других граждан (кроме усыновителей, опекунов и попечителей), которые желают этого и которые своим жизненным опытом, авторитетом и правопослушным поведением могли бы положительно повлиять на перевоспитание несовершеннолетнего правонарушителя. Такая практика имеется в отдельных странах СНГ (см., например, п. 3) ч. (2) ст. 105 УК Украины).

8. Пункт в) ч. (1) ст. 104 УК РМ предусматривает возможность передачи несовершеннолетнего также под надзор специального государственного органа. Закон не раскрывает содержание термина “специальный государственный орган”. Судебная же практика свидетельствует о том, что работающие или учащиеся несовершеннолетние, подпадающие под положения комментируемой статьи, чаще передаются под надзор трудового или педагогического коллектива. Данная мера состоит в возложении судом на такой коллектив, с его согласия, обязанности по осуществлению воспитательного воздействия и контроля над поведением несовершеннолетнего. С другой стороны, это есть поручительство трудового или педагогического коллектива за несовершеннолетнего, которого они знают по работе или по учебе и за поведение которого берут на себя ответственность.

9. Возложение на несовершеннолетнего обязанности возместить причиненный ущерб является принудительной мерой воспитательного характера, предусмотренной п. с) ч. (1) ст. 104 УК РМ. При этом законодатель указывает на необходимость учета материального положения несовершеннолетнего, однако не устанавливает возраст, начиная с которого может быть применена данная мера. Законодательная и судебная практика свидетельствуют о том, что данная мера применяется к несовершеннолетним, достигшим 15 лет (см., например, п. 4) ч. (2) ст. 105 УК Украины).

10. Имущественное положение несовершеннолетнего в случае возложения на него обязанности загладить причиненный вред определяется наличием у него самостоятельного заработка, трудовых навыков и достижением 15-летнего возраста.

Имущественное положение определяется наличием самостоятельных доходов, виды которых определены гражданским законодательством. Это заработок, стипендия, иные доходы, гонорар за свою интеллектуальную деятельность, вклады в кредитные учреждения, сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации, доходы, полученные несовершеннолетними в возрасте от 16 до 18 лет от членства в кооперативах.

11. Трудовые навыки несовершеннолетнего в целях возмещения вреда предполагают умение несовершеннолетнего работать, а также наличие у него постоянной или временной работы, способностей к занятию общественно полезным трудом и отсутствие противопоказаний к трудовой деятельности, обусловленных индивидуальностью, возрастом, психическими травмами и проч.

12. Судебная практика разных стран и, в особенности, судебная практика РФ признает за несовершеннолетними от 14 до 18 лет обязанность загладить причиненный моральный вред от преступного деяния самостоятельно, а в необходимых случаях – с помощью родителей, опекунов и лиц, их заменяющих. Размер компенсации морального вреда определяется судебной инстанцией с учетом характера физических и нравственных страданий потерпевшего, степени вины, а также имущественного положения виновных лиц и других заслуживающих внимания обстоятельств.

13. Загладить причиненный вред несовершеннолетний может: 1) возмещением денежного эквивалента из личных средств; 2) своим трудом в пользу потерпевшего с соблюдением требований трудового законодательства; 3) уходом за потерпевшим, обустройством его быта, нарушенного преступлением, материальным содействием в его лечении и проч.

14. Принуждение несовершеннолетнего к прохождению лечебного курса психологической реабилитации (п. d) ч. (1) ст. 104 УК РМ) применяется судебной инстанцией в тех случаях, когда у несовершеннолетнего установлены определенные отклонения от нормального психического состояния, вызванные определенными проблемами семейного характера, проблемами вовлечения его в преступную деятельность взрослыми и т.д. Такая мера, как правило, применяется тогда, когда несовершеннолетний уклоняется от добровольного прохождения подобного лечебного курса.

15. Помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение (п. е) ч. (1) ст. 104 УК РМ) применяется судебными инстанциями в качестве принудительной меры воспитательного характера, как правило, к несовершеннолетним, освобожденным от уголовного наказания в порядке ст. 93 УК РМ. Вместе с тем данная мера может применяться к несовершеннолетним, освобожденным от уголовной ответственности в порядке ст. 54 УК РМ.

16. Разновидностью таких учреждений являются общеобразовательные школы социальной реабилитации и профессиональные училища социальной реабилитации.

Они имеют полузакрытый характер, направление в них является строжайшей принудительной мерой воспитательного характера. Применение этой меры обуславливается степенью социально-моральной запущенности личности несовершеннолетнего (об этом может свидетельствовать, в частности, неэффективность применяемых к нему прежде принудительных мер воспитательного характера), выход его из-под контроля родителей или лиц, их заменяющих (об этом может свидетельствовать, в частности, бродяжничество несовершеннолетнего), целесообразностью изоляции его от отрицательного влияния социальной среды, а также характером и степенью тяжести совершенного преступления или общественно опасного деяния, предусмотренного статьей Особенной части УК. В специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения несовершеннолетние направляются, когда они вышли из-под контроля родителей или лиц, их заменяющих, не поддаются воспитательному воздействию и не могут быть исправлены путем применения других принудительных мер воспитательного характера. В эти учреждения не могут направляться лица, признанные инвалидами, а также те, которым по заключению соответствующих специалистов пребывание в таких учреждениях противопоказано по состоянию здоровья.

17. Основной задачей общеобразовательных школ и профессиональных училищ социальной реабилитации является: создание надлежащих условий для жизни, обучения и воспитания учеников, повышение их общеобразовательного и культурного уровня, профессиональной подготовки, развитие индивидуальных способностей и наклонностей, обеспечение необходимой медпомощи; обеспечение социальной реабилитации учеников, их правового воспитания и социальной защиты в условиях постоянного педагогического режима.

Особенности педагогического режима в школе социальной реабилитации и профессиональном училище социальной реабилитации определяются: специальным режимом дня и системой учебной и воспитательной работы; постоянным надзором и педагогическим контролем за учениками; исключением возможности свободного выхода за пределы территории школы или училища без разрешения администрации.

Несовершеннолетний направляется в специальное учебно-воспитательное учреждение до его исправления на определенный судом срок, который не может превышать трех лет.

18. Освобождение учеников из лечебно-воспитательных учреждений социальной реабилитации проводится досрочно (в связи с исправлением, или в связи с систематическим нарушением режима содержания в них) или после истечения срока пребывания.

19. Основанием для освобождения из учебно-воспитательных учреждений социальной реабилитации по истечению срока пребывания в них является решение директора школы или училища.

Вопрос о досрочном освобождении нахождения несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении в связи с его исправлением разрешается судьей по уголовному преследованию судебной инстанции, принявшей решение о помещении в данное учреждение, или судебной инстанции по месту жительства несовершеннолетнего на основании ходатайства специализированного государственного органа, обеспечивающего исправление несовершеннолетнего (ч. (2) ст. 487 УПК).

Вопрос о досрочном прекращении нахождения несовершеннолетнего в данных учреждениях в связи с нарушением режима содержания в них также решается судебной инстанцией. В случае систематического (более 3-х раз) невыполнения несовершеннолетним требований, предусмотренных данной мерой воспитательного характера, по ходатайству специализированного органа, обеспечивающего исправление несовершеннолетнего, судебная инстанция отменяет данную меру и направляет материалы прокурору для аннулирования постановления о прекращении уголовного преследования и направлении дела в суд с обвинительным приговором (ч. (3) ст. 483 УПК).

20. В определенной степени новеллой действующего уголовного законодательства является указание о возможности применения к несовершеннолетнему одновременно нескольких принудительных мер воспитательного характера (ч. (3) ст. 104 УК РМ). Данное указание расширяет возможности обеспечения их воспитательного воздействия. Наиболее целесообразным может быть назначение взаимодополняющих мер (например, передача несовершеннолетнего под надзор и принуждение к прохождению лечебного курса психологической реабилитации; предупреждение и возложение на несовершеннолетнего обязанности возместить причиненный ущерб).

21. В случае систематического (более 3-х раз) уклонения несовершеннолетнего от назначенных принудительных мер воспитательного характера судебная инстанция может отменить применение назначенной меры и решить вопрос о назначении наказания в порядке ч. (4) ст. 104 УК РМ и ч. (3) ст. 483 УПК.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: