Заключение

1. Проведя теоретический анализ основных подходов к определению природы конфликта и конфликтного поведения в отечественной и зарубежной психологии следует отметить, что на сегодняшний день в конфликтологической литературе существуют самые различные определения конфликта.

В отечественной литературе большинство определений конфликта носит социологический характер. Их достоинство состоит в том, что авторы выделяют различные необходимые признаки социального конфликта, представленного многообразными формами противоборства между индивидуумами и социальными общностями, направленными на достижение определенных интересов и целей.

В своем исследовании мы определяем конфликт как взаимонаправленные, сопровождающиеся эмоциональными переживаниями активные действия противоборствующих сторон с целью разрешения значимых противоречий. Конфликт играет существенную роль в формировании новых черт характера и в перестройке личности, а их решение представляет собой острую форму развития - происходит смена структуры личности подростка и формирование новых отношений. Конфликт переводит его участников на качественно новый уровень взаимодействия, который сопровождается ценностной переориентацией, осознанием и формированием личных и групповых интересов, изменением коммуникативной структуры, разрушением старых и созданием новых схем легитимизации.

2. Современное состояние проблемы определения конфликтного поведения подростков выражается в следующем:

1. Наиболее выраженные конфликтные ситуации в период подросткового кризиса в большей степени определяются силой внутренних переживаний подростка в конфликте. Содержание выделенных ситуаций отражает основные жизненные сферы подростка: отношения с родителями, со сверстниками, в школе, отношение к самому себе. Наиболее значимыми, частыми и конфликтными в период подросткового возраста становятся реальные жизненные ситуации, не несущие объективного конфликтного содержания.

2. Для подростков характерен различный уровень осознавания, рефлексии конфликтной ситуации по возрастному (чем старше, тем выше) и гендерному признакам - девочки более склонны к вербализации конфликтных переживаний, поиску причин и путей выхода.

3. В период подросткового кризиса наиболее выражены следующие конфликтные ситуации: унижение со стороны сверстников, переход из начальной в среднюю школу, отстаивание собственного мнения с родителями, вмешательство родителей в личную жизнь, разные ситуации общения со взрослыми, ситуации, связанные с отношением к себе. Будучи детерминированы взаимодействием процессов обособления и идентификации, указанные ситуации несут в себе рассмотренные выше проявления подросткового кризиса.

4. В основе структуры используемых подростками копинг-стратегий лежат такие механизмы, как: психологическая защита, эмоциональное отреагирование, физическое восстановление, рефлексия, агрессивное отреагирование.

5. Особенностями фрустрационных реакций подростков является защитный и необходимо-упорствующий характер, а также экстрапунитивная направленность. Для школьников характерна склонность разрешать конфликтные ситуации в форме обвинений, агрессии и требований.

6. Для стратегий преодоления конфликтных ситуаций в подростковом возрасте характерна следующая типология поведения: защитное, характеризующееся пассивностью и неосознанностью поведения; ситуативное, включающее восстанавливающее (направлено на снижение психического напряжения, возникающего при столкновении подростка с конфликтной ситуацией) и нормативное поведение (характеризуется ориентацией на нормы и правила, принятые в социуме, социально одобряемое), реакции пассивного осознаваемого типа; творческое, предполагающее осознанный выбор стратегии, активное поведение подростка в овладении ситуацией, творческий характер используемых стратегий.

3. Конфликт рассматривается на разных уровнях личности. Так, внутриличностный конфликт проявляется во внешних межличностных отношениях. Межличностные конфликты сопровождаются эмоциональными переживаниями человека. В той же степени внутренние конфликты человека ведут к определенным особенностям его межличностного поведения. Разные виды конфликтов связаны между собой и могут переходить с одного уровня на другой. Межличностный конфликт, связанный с противоречиями во взаимодействии, может переходить в конфликт внутренний: в конфликт мотивов, конфликт выбора и др.; конфликт, который возникает между участниками отдельных групп, может стать началом межгруппового конфликта.

Конфликтное взаимодействие происходит в трех взаимосвязанных системах: "подросток - родители", "подросток - учителя" и "подросток - подросток".

4. Знание индивидуально-психологических факторов подростковой конфликтности необходимо для развития у подростков навыков адекватной самооценки, формирования умений анализировать ситуацию межличностного взаимодействия; для коррекции собственного поведения в отношениях с людьми и, таким образом, для преобразования конфликтности в конфликтоустойчивость с помощью активных методов обучения.

5. Основной целью эмпирического исследования явился выбор той или иной стратегии поведения в конфликте как определяющий фактор конфликтного поведения подростков.

Цель конкретизировалась через постановку ряда эмпирических задач:

1. Провести опрос среди учащихся.

2. Выявить доминирующие типы поведения в конфликте.

3. Обработать, проанализировать и интерпретировать полученные данные.

Проведенный анализ литературы позволяет сделать вывод, что конкретные методики, изучающие особенности выбора стратегии поведения в конфликтных ситуациях, как таковые, отсутствуют или их достаточно мало. Найденные методики затрагивают в той или иной степени конфликтные ситуации, однако не являются полноценным способами их диагностики и анализа. Анализ материалов позволил нам выделить следующую методику как инструментарий для нашего исследования – это опросник К.Томаса.

Исследование выбора стратегии поведения в конфликте подростками показало, что 21% подростков предпочитают стратегию соперничества. Они стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Столько же процентов, а именно 21%, готовы к сотрудничеству, то есть, они приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Около 38% могут пойти на компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. 13% подростков выбирают избегание или уход, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. 7% предпочитают стратегию приспособления - принесение в жертву собственных интересов ради другого. Таким образом, проведенное исследование выявило наиболее представленные стратегии поведения подростков в конфликтной ситуации - соперничество, сотрудничество и компромисс.

Таким образом, выдвинутые основная и частные гипотезы исследования нашли полное подтверждение. Цель и задачи исследования решены.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 303 с.

2. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / Под ред. А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова - М.: ЮНИТИ. - 2009. - 201 с.

3. Бабосов Е.М. Конфликтология. - СПб.: ТетраИздат, 2009. - 112 с.

4. Бодалев А.А. Психология личности. - М.: Инфра, 2009. - 215 с.

5. Бодалев А.А. Психологическую науку на службу практике / А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, В.В. Лучков // Вопросы психологии. 2007. № 4.

6. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 1983.

7. Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт. 2-е изд.- Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк - Новосибирск: Наука,1989. - 154с.

8. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. - СПб., 2008. - 119 с.

9. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: Издательство Московского университета, 2006. - 139 с.

10. Гришина Н.В. Психологические детерминанты конфликтности // Социально-психологические проблемы подростков / Под ред. Е.В. Шороховой. - М., 2009. - 117 с.

11. Донцов А.И., Полозова Т.А. Психологические детерминанты конфликтности подростков // Психологический журнал. 2008. Т. 1. № 6.

12. Донченко Е.А. Личность: конфликт, гармония / Е.А. Донченко, Т.А.Титаренко - Киев, 2009. - 55 с.

13. Дмитриев А. В. Конфликтология. - М.: Гардарики, 2008. - 199 с.

14. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 512с.

15. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СПб.: Питер, 2006. - 95 с.

16. Ершов А.А., Личность и коллектив. - М.: Знание, 2000. - 40

17. Зайцев А. К. Социальный конфликт. - М., Академия, 2008. - 192 с.

18. Карташев С. Конфликтология: теория и практика конфликтов / Под ред. С. Карташева, Кишинев, 2007. - 92 с.

19. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. - М.: Просвещение, 2010. - 323 с.

20. Кречмер Э. Теория темпераментов. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. - 2-е изд. - М.: ЧеРо; М.: МПСИ, 2002. - 351 с.

21. Крутецкий В.А. Психология. - М.,: Просвещение, 2008. - 201 с.

22. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера подростков. - М.: Медицина, 2008. - 185 с.

23. Леонгард К. Акцентуированные личности. - М.: Феникс, 2002. - 544 с.

24. Ломов Б. Ф. Теория, эксперимент и практика в психологии // Психологический журнал. 1980. Т. 1. С. 8-20.

25. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М.: Москва, 2006. - 184 с.

26. Наконечная О.В. Психологические детерминанты конфликтности подростков. - М.: Просвет, 2010. - 236 с.

27. Реан А.А. Психология подростка. - СПб.: Еврознак, 2009. - 337 с.

28. Скотт Дж. Г. Конфликты, пути их преодоления / Дж. Г. Скотт - М.: Внешторгиздат, 2001. - 104 с.

29. Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ. - М: Прогресс, 2005. - 208 с.

30. Черкасова Т.В. Конфликты подростков. - М.: Просвещение, 2010. - 98 с.

31. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - М.: Просвет, 2009.

32. Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. - М., 2001. - Т.2. С.69-77.

33. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: учебпособие для студентов вузов / А.Г.Здравомыслов – 2-е изд доп М.: АО «Аспект-пресс», 1995.

34. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Спб.: «Питер». 2008.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: