История возникновения железной дороги, изобретение паровоза

Железнодорожный транспорт имеет особое стратегическое значение для России. Он обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан. Но так было не всегда. Обратимся к истории.

Понятие «железная дорога» (устар. железняка) обозначает оборудованную рельсами полосу земли либо поверхности искусственного сооружения (тоннель, мост, эстакада), которая используется для движения рельсовых транспортных средств. Железная дорога может состоять из одного пути или нескольких. Железные дороги бывают с электрической, дизельной, турбинной, паровой или комбинированной тягой. Особый вид железных дорог – зубчатые. Различают железные дороги общего пользования, промышленные железные дороги (подъездные пути предприятий и организаций) и городские железные дороги — метрополитен и трамвай.

Первой железнодорожной линией в России стала Царскосельская железная дорога, 175 лет назад связавшая Санкт-Петербург с Царским Селом и Павловском.

День официального открытия движения по Царскосельской дороге – 30 октября 1837 года - считается началом регулярного пассажирского сообщения в России.

Однако родиной железных дорог России по праву называют Уральский край. Еще в 1834 г. тагильскими крепостными крестьянами Ефимом Алексеевичем и Мироном Ефимовичем Черепановыми был изобретен и построен пароходный делижанец и чугунная дорога для него.

В России изобретение слова «паровоз» приписывается Н.И. Гречу. До этого паровоз называли по-разному: «самокатная паровая машина», «паровая фура», «паровая телега», «пароходка», «паровой дилижанс» и даже «пароход».

В 1834 г., на Выйском заводе, который входил в состав Нижнетагильских заводов Демидова, русский механик Мирон Ефимович Черепанов с помощью своего отца Ефима Алексеевича построили целиком из отечественных материалов первый в России паровоз. В обиходе тогда еще не существовало этого слова, и локомотив назвали «сухопутным пароходом».

Вес паровоза Черепановых составлял 2,4 тонны. С грузом в 3,5 тонны паровоз развивал скорость в 15 км/ч. Для перевозки запасов угля и воды применялась специальная тележка – тендер. У паровоза было две пары колес одинакового размера. Ведущими была только одна пара. Для первого паровоза Черепановых, была построена дорога с чугунными рельсами от завода до медного рудника. Длина дороги составляла 835 метров.

За строительство паровоза, Мирон Черепанов был награжден вольной грамотой (его отец, Ефим Черепанов, получил вольную еще раньше, за строительство паровых машин).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: