Билет 12. Российский военный мундир 18 века

Виды летнего городского транспорта.

Веке появляется и единообразный военный мундир. В Европе появляются пехотные и конные рейтарские полки. Несмотря на все разнообразие мундиров в 17-18 вв., появляются определяющие цвета, по которым можно было узнать принадлежность военнослужащего к армии той или иной страны. В то же время по мундиру можно было определить род войск и звание его владельца. 1700 г. Петр I спешно приступает к набору новой армии, в которой, как и в гвардии с 1703 г. вводится обмундирование европейского образца. С этого времени русская армия следовала европейской моде. Основой мундира был кафтан однобортный, до колен, застёжка сверху до низу, по бокам три складки, сзади разрез, обшлага большие, круглые в виде отворотов, с тремя пуговицами, карманные клапаны расположены низко. С 1720 г. на кафтане появляются отложной воротник и застежка на 10 пуговиц. Цвет мундиров пехоты темно-зеленый. Камзол – предмет форменной одежды 18 в. Представлял собой распашную приталенную одежду на пуговицах длинной до бёдер или выше, с узким рукавом без обшлагов. Мог служить летней униформой. Костюм дополняли чулки, которые сначала накатывались на короткие до колена штаны кюлоты, а затем стали заправляться под них. Обувью служили кожаные башмаки или ботфорты – сапоги с голяшкой до колена. Костюм дополняла треуголка (шляпа широкие поля которой были прикреплены к тулье таким образом, что образовывали треугольник). Чулки шерстяные в пехоте были белые или зелёные, а в гвардии были красного цвета, в знак отличий гвардейских полков в битве под Нарвой, в ноябре 1700 года, где гвардейцы выстояли «стоя по колено в крови». Кожаные башмаки шились без различия правой и левой ноги, как собственно и было принято в то время. Верхняя одежда - длинная и широкая накидка епанча. Вооружены пехотинцы были кремневыми фузеями и короткими шпагами. Поэтому пехотинцев называли ещё фузилёрами, что означало пехотинец, обученный стрелять из фузеи. Знаком различия у офицеров с начала 18 в. являлись офицерский шарф и офицерский знак. Офицерский знак в виде металлического щитка в форме, приближающейся к полумесяцу. Его носили на груди под воротник. В 1730-х годах в России было уже 4 гвардейских полка: Преображенский, Семёновский и добавившиеся к ним Конный и Измайловский. Возникла необходимость выделить гвардию на фоне других войск. Отличительным признаком формы Конного полка были васильковые кафтаны, красные камзолы и штаны. Все предметы обмундирования были обшиты золотыми галунами. Форма рядовых трёх оставшихся полков была полностью темно-зелёная у офицеров, у рядовых: красные штаны и чулки, темно-зелёный кафтан, при красных штанах и камзоле. Кафтаны отличались по цвету лацкана воротника. Появление новых типов войск повлекло за собой появление новых оригинальных видов формы. Весьма отличны от других родов войск в это время были кирасиры, гусары, карабинеры и егеря. Кирасиры: железная кираса с шипами, крепилась спереди, беланная кожаная куртка, ботфорты, ворожен пистолетом, на голове железная каска; Гусары носили доломаны (от венг. дулама) – нижняя короткая куртка-мундир с воротником стойкой, с застёжкой на множество мелких пуговиц, украшенная частными рядами шнуров на груди и расшитая шнуром по рукавам. Ментик (от венг. ментия) – опушенная мехом по воротнику и бортам верхняя куртка, похожая по покрою на доломан. Длинные штаны чакчиры заправлялись в короткие ботики с фигурным вырезом сверху. Шнуровые выкладки на чакчирах могли быть признаком принадлежности к полку. Как снаряжение гусары имели ташку. Ташка - плоская сумка трапециевидной формы для личных вещей, пристегивавшаяся к сабельной портупеи. Сильные изменения претерпела форма русской армии при Екатерине II, в 1786 г. Главнокомандующий русской армии Г. Потемкин, обобщив опыт русско-турецких войн и под давлением ряда боевых генералов, прежде всего А.В. Суворова, ввел удобную и простую военную форму. Вместо старой формы были введены куртки покроя кафтана, но более короткие, свободные, с лацканами, с отложным воротником, разрезными обшлагами. Длинные штаны заправлялись в короткие, похожие на гусарские ботики, сапоги. Были отменены также штиблеты. Вместо шляп вводились легкие кожаные каски, с горизонтальным кожаным козырьком.

2. Транспорт летнего времени в городах был более разнообразен, но в основе всех модификаций лежала телега. Телега состояла из переднего и заднего ходов - (колесных пар с осями). Простейшей грузовой телегой без кузова были дроги, которые служили для установки емкостей, например, водовозных бочек, а также являлись основой катафалка. Маленькие тележки на одной оси называли одноколками, двуколками, а в южных губерниях бидарками. Такого типа тележки использовали и на бегах. Телеги с высокими бортами и крытым тканевым верхом называли фурами. Двухосные телеги с широким кузовом и невысокими бортами, железными крыльями от грязи и подножкой называли дрожками. Простые телеги с тканевым или войлочным верхом, укрепленным на легких дугах назывались кибитками. Как правило их колёсный ход был снабжён рессорами – приспособлением разной конструкции, обеспечивающим мягкость хода и сглаживавшим тряску. Маленькие маневренные экипажи на одного человека, которыми в случае необходимости мог управлять и сам седок назывались – эгоистками. Основой многих видов экипажей являлась имеющая два хода коляска. Коляски с местом кучера и расположенными друг против друга пассажирскими сиденьями с фордеком с одной стороны именовались визави. Ландо были похожими по конструкции на визави, но отличались мягким рессорным ходом и имели два варианта с постоянной крышей и с открывающимися с двух сторон фордеками. Открытый на полном рессорном ходу экипаж рассчитанный на 6-8 пассажиров, располагавшихся на продольных скамейках назывался шарабан. Первым видом многоместного городского транспорта стали линейки. В их основе лежали две длинные, имеющие общую спинку скамьи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: