Ход урока

Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Сегодня вам предстоит сочинить сказку. Но сначала послушайте, как начиналась одна из сказок Г.Х. Андерсена: "Было когда-то 25 оловянных солдатиков, родных братьев по матери…. Все солдатики были совершенно одинаковы, кроме одного..., и он-то как раз и оказался самым замечательным из всех..."

Беседа:

- Узнали вы эту сказку? Как она называется? Наверное, солдатики любимые игрушки мальчишек всех времен и народов. Андерсен писал сказки об игрушечных солдатиках, композитор Чайковский написал "Марш деревянных солдатиков", а бардом Б. Окуджавой написана "Песня о бумажном солдатике". Каким бы ни был солдатик: оловянным, деревянным, бумажным или пластмассовым, он непременно должен быть храбрым и честным!

- А еще, каким должен быть солдат? Какие имена-прилагательные подойдут к образу солдатика?

- Помните, в сказке есть и женский образ - бумажная танцовщица: ".... Она тоже была вырезана из бумаги и одета в юбочку из тончайшего батиста: через плечо у нее шла узенькая голубая ленточка в виде шарфа, а на груди сверкала брошка... Барышня стояла на одной ножке, вытянув руки, - она была танцовщицей...". Наверное, пока я читала эти строки, вы представляли себе легкую фигурку танцовщицы.

- Какие имена-прилагательные, слова-определения подойдут к образу танцовщицы? Какая она? Поэты и писатели, рассказывая о характере и настроении своих героев, пользуются словами, а скажите, а как композитор, музыкант может передать свои чувства? Можно ли в танце через движение показать радость или печаль? А как художник рассказывает о своих героях в рисунках? При помощи чего он может передать настроение, характер, действия людей? Может ли художник нарисовать движение?

- Сейчас зазвучит музыка, вам нужно будет определить: кому из наших героев подходит эта музыка и показать мне подходящее герою движение, а я попробую изобразить это движение на бумаге. Звучат марш и вальс, дети двигаются под музыку, я показываю схематично движение.

- Видите, это возможно! И совсем не трудно. Теперь вы знаете, что художник может рассказать о настроении и характере своих героев при помощи движения, выражения лица, цвета. Давайте и мы нарисуем для своей сказки игрушечных героев-солдатиков и танцовщицу. Девочки нарисуют барышню танцовщицу, а мальчики бравого солдата. В нашей сказке они будут вырезаны из бумаги.

- Скажите ребята, как вы будете рассказывать о своих героях? Что нужно сделать, чтобы передать настроение, характер образа? (показать движение, передать выражение лица, выбрать цветовую гамму).

Задание детям: Давайте, сделаем куклы солдатика и танцовщицы. А начнем мы с построения и передачи движения. У меня помощники куклы на доске, а у каждого из вас есть маленькие подвижные куклы на партах. Попробуем подвигать их ручки и ножки. Покажите движение танцующей барышни, а теперь марширующего солдатика. Сначала вы схематично, т.е. линиями нарисуете направление туловища, рук, ног, а затем оденете фигурку: движение фигурки будут повторять линии одежды, но помним, что туловище, руки, ноги не могут быть одинаковой толщины. Итак, ребята, придаем куколке подходящее движение, внимательно смотрим на направления линий рук, ног и легкими касаниями карандаша намечаем их на бумаге, затем одеваем фигурку, а затем рисуем выражение лица, прическу. После того, как фигурки танцовщицы и солдатика будут нарисованы линейно, аккуратно вырезаем их. Вырезанную фигурку дети раскрашивают, подбирая подходящую цветовую гамму для одежды, волос, глаз. Напоминаю детям, что работу начинаем с крупного, затем переходим к мелким деталям.

Беседа:

- Ребята, чему вы сегодня научились?

- О чем может художник рассказать другим при помощи линий, цвета, выражения лица героя, его движения?

Слово учителя: Я вижу, что вы также справились с этой работой, у вас получились очень милые и прелестные барышни и мужественные бравые солдатики! Готовы ваши сказочные герои и нам осталось сочинить конец нашей сказки. Помните, как заканчивается сказка Г.Х. Андерсена "... Вдруг один из мальчиков схватил оловянного солдатика и ни с того, ни с сего швырнул его прямо в печку. Наверное, это все тролль подстроил! Оловянный солдатик стоял охваченный пламенем: ему было ужасно жарко, от огня или от любви - он и сам не знал. Краски с него совсем слезли, он весь полинял: кто знает от чего - от дороги или от горя? Он смотрел на танцовщицу, она на него, и он чувствовал, что тает, но все еще держался стойко с ружьем на плече. Вдруг дверь в комнате распахнулась, ветер подхватил танцовщицу, и она, как бабочка, порхнула прямо в печку к оловянному солдатику, вспыхнула разом и - конец! А оловянный солдатик растаял и сплавился в комочек. На другой день горничная выгребала из печки золу и нашла маленькое оловянное сердечко; от танцовщицы же осталась одна брошка..."

Беседа:

- Как вы считаете: печальный или счастливый конец у сказки Г.Х. Андерсена?

- А как бы вы хотели закончить свою сказку?

Реплика учителя: В наших силах изменить конец этой грустной истории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: