Политический контекст реализации новой восточной политики

В середине 1960-х годов мировая политика вступила в новый этап своего развития. Правящие элиты СССР и США пришли к пониманию желательности снятия напряженности в отношениях между Востоком и Западом. Одной из причин появления этого стремления явилось понимание того, что ни США, ни СССР не смогли бы в условиях ядерной войны одержать победу, что значительно снизило желание продолжать в прежних размерах разорительную для обеих сторон гонку вооружений. С американской стороны, кроме того, стремление к разрядке было вызвано снижением международного авторитета США, вызванное неудачной кампанией во Вьетнаме, и кризисом мировой финансовой системы, базировавшейся на американской валюте. СССР также был готов пойти на сближение ввиду сложившейся международной обстановки, когда необходимо было закрепить сложившиеся границы в Европе и попытаться найти пути экономического сотрудничества с Западом, хотя при этом мирное сосуществование по-прежнему трактовалось как форма классовой борьбы. Более того, обострившиеся разногласия с Китаем заставляли СССР искать пути стабилизации обстановки в Европе.

На тот момент центральным вопросом международной повестки дня было достижение соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений. Первым шагом на этом пути стало подписание Договора о нераспространении ядерного оружия 1 июля 1968 г. Почти сразу, правда, случился своего рода откат: после ввода войск Организации Варшавского договора в Чехословакию в августе 1968 года проведение дальнейших переговоров было отложено на неопределенный период. Тем не менее, с приходом к власти в Вашингтоне в январе 1969 года Ричарда Никсона переговоры возобновились. Проходили они непросто, но в итоге завершились в 1972 году подписанием соглашения ОСВ-1, вкупе с Договором о Противоракетной Обороне.1

На этом фоне политика разрядки стала также и фактором европейской политики. Первой на европейском поприще разрядки начала добиваться Франция, стремившаяся получить статус великой державы и иметь возможность проводить свою собственную внешнюю политику, не зависящую от влияния Соединенных Штатов. Кроме перспективы получения конкретных выгод, которые могла ожидать Франция от нормализации отношений со странами социалистического лагеря в области экономики, торговли и в других областях, перед ней вырисовывалась заманчивая перспектива стать своего «проводником» разрядки, посредником между двумя противоборствующими лагерями, что вернуло бы ей статус державы, занимающей одно из ключевых мест в мире.

По мере того как мир двигался к разрядке, перед ФРГ вырисовывалась перспектива международной изоляции. При этом всё больше и больше государств давали понять, что, в ходе сближения со странами востока, намерены признать ГДР. И весьма кстати, что именно в 1969 году федеральным канцлером ФРГ был избран Вилли Брандт, который явился вдохновителем новой восточной политики ФРГ. С советской стороны, молодой в ту пору лидер Леонид Ильич Брежнев, решительно претворяя в жизнь идею о мирном сосуществовании двух систем, способствовал достижению компромиссов между социалистическими и капиталистическими странами, что позволило начать плодотворное сотрудничество между Востоком и Западом.
^


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: