В ранних формах хореографического искусства белорусского этноса — хороводах — наиболее заметна их связь с вокальным творчеством. Хороводы включали в себя в качестве неотъемлемого компонента народные песенные мелодии. В некоторых хороводах мелодия доминировала, в значительной степени определяла движение, композиционный рисунок.
Некоторые танцы сопровождаются песнями, но последние не являются обязательным компонентом танца. В отличие от хороводов танцы могут исполняться и нередко исполняются без песни. Они непременно сопровождаются инструментальной музыкой — вторым по значению (после движения) компонентом танца. Музыка дополняет движение, сливается с ним. Песня же служит лишь его словесным фоном, придавая танцу своеобразный смысловой и звуковой оттенок, обогащая создаваемый им художественный образ. Танцы в отличие от хороводов имели более быстрый темп. Поэтому и песня, сопровождающая их, исполняется быстро, как припевка, которая хорошо приспособилась к ритму танца, танцевальной мелодии. Танцы не связаны с определенным временем года. Один и тот же танец исполняли и во время календарных праздников, и на свадьбе, и на вечеринке.
Танцы делятся на несколько групп. Наиболее богатую по худож. содержанию составляют традиц-е бел-е народные танцы. - массовыми. Танцоры объединялись в пары и тройки. Устойчивый композиционный рисунок этих танцев представляет собой колонну, круг, ворота или звездочку. Хар-на повторяемость одного, двух или трех танцевальных колен, быстрый темп, двухдольные размеры.
Многие традиционные танцы имели иллюстративно-изобразительные черты (в худож-ой форме воспроизводятся явления природы, имитируются повадки животных, изображаются конкретные трудовые процессы, выражаются определенные черты характера человека).
Эмоц-но насыщены и танцы, изображающие черты характера человека. К ним относятся «Микита» и «Юрочка». В «Миките» создан образ веселого, жизнерадостного юноши, шутника, В «Юрочке» с помощью элементов комического осуждаются беззаботность и непостоянство.
Часть народных танцев не имеет ярко выраженных иллюстративно-изобразительных черт. Им свойственна более сложная художественная форма. Основой их построения обычно является геометрический узор. Такие танцы условно называли орнаментальными. Конкретный сюжет в них не играет главной роли. Среди этой группы наиболее известны «Лявоніха» и «Крыжачок».
Вторую группу народных танцев составляют польки. во второй пол. XIX века. Полька проникла в Белоруссию из Зап. Европы.
Кадриль также пришла в Белоруссию из Зап. Европы. Элементы фигур кадрили вошли в некоторые хороводы, традиционные народные танцы, слились с формами польки, новых бытовых танцев.
Новые бытовые танцы (четвертая группа) получили широкое распространение в первые десятилетия XX века. Характерными элементами их являются простые шаги в ритме музыки в разных направлениях (чаще всего два шага вперед, два шага назад, повороты под рукой у партнера, вращения ходом полько-вальса, хлопки в ладоши). К этой группе относятся такие танцы, как «Месячык», ' «Страдания», «Сямёнаўна», «Сербіянка», «Карапет» и др. В их хореографии немало западноевропейских элементов.
В нач. XX века увеличилось кол-во сольно-импровизационных танцев, часто сопровождавшихся мелодиями новых бытовых («Сямёнаўна», «Сербіянка» и др.). В сольно-импровизационных танцах нет строго установленных фигур, строгой взаимосвязи между партнерами. Каждый танцует как бы «сам по себе», импровизируя.
Бел. Традиц. танцы часто исполняют в концертах худож-й самодеятельности.