Народная харэаграфичная творчасць

В ранних фор­мах хореографического искусства белорусского этноса — хороводах — наиболее заметна их связь с вокальным творчеством. Хороводы включали в себя в качестве не­отъемлемого компонента народные песенные мелодии. В некоторых хо­роводах мелодия доминировала, в значительной степе­ни определяла движение, композиционный рисунок.

Некоторые танцы сопровождаются песнями, но по­следние не являются обязательным компонентом танца. В отличие от хороводов танцы могут исполняться и не­редко исполняются без песни. Они непременно сопровож­даются инструментальной музыкой — вторым по значе­нию (после движения) компонентом танца. Музыка до­полняет движение, сливается с ним. Песня же служит лишь его словесным фоном, придавая танцу своеобраз­ный смысловой и звуковой оттенок, обогащая создавае­мый им художественный образ. Танцы в отличие от хо­роводов имели более быстрый темп. Поэтому и песня, со­провождающая их, исполняется быстро, как припевка, которая хорошо приспособилась к ритму танца, танце­вальной мелодии. Танцы не связаны с определенным вре­менем года. Один и тот же танец исполняли и во время календарных праздников, и на свадьбе, и на вечеринке.

Танцы делятся на несколько групп. Наиболее богатую по худож. содержанию составляют традиц-е бел-е народные танцы. - массовыми. Танцоры объединялись в пары и тройки. Ус­тойчивый композиционный рисунок этих танцев представ­ляет собой колонну, круг, ворота или звездочку. Хар-на повторяемость одного, двух или трех танце­вальных колен, быстрый темп, двухдольные размеры.

Многие традиционные танцы имели иллюстративно-изо­бразительные черты (в худож-ой форме воспроиз­водятся явления природы, имитируются повадки живот­ных, изображаются конкретные трудовые процессы, вы­ражаются определенные черты характера человека).

Эмоц-но насыщены и танцы, изображающие черты характера человека. К ним относятся «Микита» и «Юрочка». В «Миките» создан образ веселого, жизнера­достного юноши, шутника, В «Юрочке» с помощью элементов комического осужда­ются беззаботность и непостоянство.

Часть народных танцев не имеет ярко выраженных иллюстративно-изобразительных черт. Им свойственна более сложная художественная форма. Основой их по­строения обычно является геометрический узор. Такие танцы условно называли орнаментальными. Конкретный сюжет в них не играет главной роли. Среди этой группы наиболее известны «Лявоніха» и «Крыжачок».

Вторую группу народных танцев составляют польки. во второй пол. XIX века. Полька проникла в Белоруссию из Зап. Европы.

Кадриль также пришла в Бело­руссию из Зап. Европы. Элементы фигур кадрили вошли в некоторые хороводы, традиционные народные танцы, слились с формами польки, новых бытовых танцев.

Новые бытовые танцы (четвертая группа) получили широкое распространение в первые десятилетия XX века. Характерными элементами их являются простые шаги в ритме музыки в разных направлениях (чаще всего два шага вперед, два шага назад, повороты под рукой у партнера, вращения ходом полько-вальса, хлопки в ладоши). К этой группе относятся такие танцы, как «Месячык», ' «Страдания», «Сямёнаўна», «Сербіянка», «Карапет» и др. В их хореографии немало западноевропейских элемен­тов.

В нач. XX века увеличилось кол-во сольно-им­провизационных танцев, часто сопровождавшихся мело­диями новых бытовых («Сямёнаўна», «Сербіянка» и др.). В сольно-импровизационных танцах нет строго установ­ленных фигур, строгой взаимосвязи между партнерами. Каждый танцует как бы «сам по себе», импровизируя.

Бел. Традиц. танцы часто исполняют в концертах худож-й самодеятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: