Сям.я и сямейны быт беларусау

Основные черты и особенности общественного быта белорусов в разл-е исторические периоды определяются соц-й структурой бел. этноса на этих стадиях исторического развития.

Наиболее древние элементы общественного и ее мейного быта сохранялись в укладе жизни крестьян. В позднем средневековье в некоторых местностях Белоруссии, особенно в Полесье, существовала община, которую называли дворище. Это — небольшое поселение, состоявшее из родственных семей. На более позд­нем этапе в него входили и отдельные неродственные семьи. Дворищу принадлежала окружавшая его пахот­ная земля, сенокосы, пастбища, лес, рыболовные угодья.

Более длительное время существовала община, на­зываемая «громадой». В отдельных местностях, особен­но на северо-востоке, она сохранялась в новое и новей­шее время, вплоть до коллективизации. Громада состоя­ла из одной или нескольких небольших деревень. Все дела громады вершил сельский сход (собрание), куда вхо­дили главы семей. Сельский сход избирал и должност­ных лиц — старосту и его помощников. Громада коллек­тивно уплачивала гос-ву налоги, которые распре­делялись по домохозяйствам. Это связывало все семьи круговой порукой (отменена в нач. XX века). Громада несла коллективную ответственность за выполнение повинностей, например постройку и ре­монт дорог, мостов.

Общинное землепользование на северо-востоке было сильно подорвано аграрной реформой в нач. XX века, проводившейся в интересах кулачества. В центральном и южной Белоруссии общинное пользование пахотной зем лей во второй половине XVI—первой половине XVII века в результате проведения аграрной реформы 1557 г., называемой «Устава на волоки», было заменено поi ворным.

После исчезновения многих черт общины долго еще сохранялись некоторые ее обычаи, например «сябрына». Это — совместное долевое владение несколькими лица­ми ульем пчел или приплодом от подаренного скота. Ли­ца, связанные совместным владением, назывались «сябрами». Общинный характер имел и обычай «бонда», «Бонда» — первый хлеб, фрукты, мед нового урожая, часть свежего сала, мяса, которыми владельцы этих продуктов делились с близкими родственниками и соседя­ми.После окончания хоз-х ра­бот начинались игры, танцы.

Собрания молодежи, многие игры и обряды во время календарных праздников также являлись проявлением 'общинного быта. Собрания молодежи во время кален­дарных праздников называли «игрищами». Их организо­вывали зимой во время «коляд».

Сельская община оказывала значит-е влияние На семейный быт крестьян. Семьи являлись хоз-ми и соци-ми единицами общины. В эпоху средневековья и новое время в Белоруссии была распространена как малая, так и большая семья, которая состояла из нескольких брачных пар и вела общее хозяйство. Обычно такая семья жила в одном доме. Большая семья встречалась реже. В таких семьях почти вся собственность находилась в коллективном владении. Рас­поряжался имуществом глава семьи, но его действия контролировались семейным советом, в который входили взрослые мужчины и хозяйка. Глава семьи занимал почетное место за столом, остальные по старшинству располагались рядом с ним.

Большая семья % на две половины: мужскую и женскую. Среди женской сущ. такая же су­бординация, как и среди мужской. строго соблюдалось разделение труда по полу. Одной из ОСОбенностей большой семьи было почитание старших.

Пережиточные формы большой семьи стали исче­зать во вт. Пол.XIX века в связи с развитием товарного производства, капитализма. К к. XIX — нач. XX в. большие семьи стали встречаться гораз­до реже и, наконец, распались на малые.

Господствующей формой была малая семья. Патриархальные черты, свойственные большой семье на стадии ее разложения, в значит-й степени были характерны и для малых, ведущих нату­ральное хоз-во, особенно для тех, в которых супруги жили вместе с родителями мужа. В этих семьях власть "сосредоточивалась преимущественно в руках родителей мужа. Невестка часто терпела придирки свекра и свек­рови. Не была она равноправна и с мужем. Положение ее еще более ухудшалось после смерти мужа. Если у не­вестки были только дочери, а не сыновья или вовсе не было детей, она покидала дом мужа, получая только часть скота или имущества. Правовое положение жены в малой семье, в которой супруги жили отдельно от ро­дителей, было несколько лучше.

Неблагоприятные экон-е обстоятельства яви­лись и причиной образования семей со сдольниками. Не­возможность вести самост-е хоз-ва побужда­ла две семьи объединиться в одну для ведения общего хозяйства. Одна из них обычно имела землю, необходи­мые орудия труда, скот, но в ней не хватало рабочей си­лы. Вторая имела рабочую силу, но у нее отсутствовали средства производства. Глава этой семьи назывался сдольником. =договор, устный (со свидетеля­ми) или письменный, Для внутреннего строя семей со сдольниками, при­маками хар-но значит-е ослабление патриар­хальных черт. Здесь не было экон-й основы ни для господства мужа над женой, ни для сильной отцов­ской власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: