Основные черты и особенности общественного быта белорусов в разл-е исторические периоды определяются соц-й структурой бел. этноса на этих стадиях исторического развития.
Наиболее древние элементы общественного и ее мейного быта сохранялись в укладе жизни крестьян. В позднем средневековье в некоторых местностях Белоруссии, особенно в Полесье, существовала община, которую называли дворище. Это — небольшое поселение, состоявшее из родственных семей. На более позднем этапе в него входили и отдельные неродственные семьи. Дворищу принадлежала окружавшая его пахотная земля, сенокосы, пастбища, лес, рыболовные угодья.
Более длительное время существовала община, называемая «громадой». В отдельных местностях, особенно на северо-востоке, она сохранялась в новое и новейшее время, вплоть до коллективизации. Громада состояла из одной или нескольких небольших деревень. Все дела громады вершил сельский сход (собрание), куда входили главы семей. Сельский сход избирал и должностных лиц — старосту и его помощников. Громада коллективно уплачивала гос-ву налоги, которые распределялись по домохозяйствам. Это связывало все семьи круговой порукой (отменена в нач. XX века). Громада несла коллективную ответственность за выполнение повинностей, например постройку и ремонт дорог, мостов.
|
|
Общинное землепользование на северо-востоке было сильно подорвано аграрной реформой в нач. XX века, проводившейся в интересах кулачества. В центральном и южной Белоруссии общинное пользование пахотной зем лей во второй половине XVI—первой половине XVII века в результате проведения аграрной реформы 1557 г., называемой «Устава на волоки», было заменено поi ворным.
После исчезновения многих черт общины долго еще сохранялись некоторые ее обычаи, например «сябрына». Это — совместное долевое владение несколькими лицами ульем пчел или приплодом от подаренного скота. Лица, связанные совместным владением, назывались «сябрами». Общинный характер имел и обычай «бонда», «Бонда» — первый хлеб, фрукты, мед нового урожая, часть свежего сала, мяса, которыми владельцы этих продуктов делились с близкими родственниками и соседями.После окончания хоз-х работ начинались игры, танцы.
Собрания молодежи, многие игры и обряды во время календарных праздников также являлись проявлением 'общинного быта. Собрания молодежи во время календарных праздников называли «игрищами». Их организовывали зимой во время «коляд».
Сельская община оказывала значит-е влияние На семейный быт крестьян. Семьи являлись хоз-ми и соци-ми единицами общины. В эпоху средневековья и новое время в Белоруссии была распространена как малая, так и большая семья, которая состояла из нескольких брачных пар и вела общее хозяйство. Обычно такая семья жила в одном доме. Большая семья встречалась реже. В таких семьях почти вся собственность находилась в коллективном владении. Распоряжался имуществом глава семьи, но его действия контролировались семейным советом, в который входили взрослые мужчины и хозяйка. Глава семьи занимал почетное место за столом, остальные по старшинству располагались рядом с ним.
|
|
Большая семья % на две половины: мужскую и женскую. Среди женской сущ. такая же субординация, как и среди мужской. строго соблюдалось разделение труда по полу. Одной из ОСОбенностей большой семьи было почитание старших.
Пережиточные формы большой семьи стали исчезать во вт. Пол.XIX века в связи с развитием товарного производства, капитализма. К к. XIX — нач. XX в. большие семьи стали встречаться гораздо реже и, наконец, распались на малые.
Господствующей формой была малая семья. Патриархальные черты, свойственные большой семье на стадии ее разложения, в значит-й степени были характерны и для малых, ведущих натуральное хоз-во, особенно для тех, в которых супруги жили вместе с родителями мужа. В этих семьях власть "сосредоточивалась преимущественно в руках родителей мужа. Невестка часто терпела придирки свекра и свекрови. Не была она равноправна и с мужем. Положение ее еще более ухудшалось после смерти мужа. Если у невестки были только дочери, а не сыновья или вовсе не было детей, она покидала дом мужа, получая только часть скота или имущества. Правовое положение жены в малой семье, в которой супруги жили отдельно от родителей, было несколько лучше.
Неблагоприятные экон-е обстоятельства явились и причиной образования семей со сдольниками. Невозможность вести самост-е хоз-ва побуждала две семьи объединиться в одну для ведения общего хозяйства. Одна из них обычно имела землю, необходимые орудия труда, скот, но в ней не хватало рабочей силы. Вторая имела рабочую силу, но у нее отсутствовали средства производства. Глава этой семьи назывался сдольником. =договор, устный (со свидетелями) или письменный, Для внутреннего строя семей со сдольниками, примаками хар-но значит-е ослабление патриархальных черт. Здесь не было экон-й основы ни для господства мужа над женой, ни для сильной отцовской власти.