Научный стиль
Сфера функционирования
и типовая ситуация
общения
|
Научная деятельность, преподавание и обучение, популяризация научных знаний
|
Функция (речи)
|
Сообщение
|
Тип содержания
и предмет речи (тема)
| Содержание абстрактное
Тема - любое явление действительности,
его сущность, свойства, связи, отношения
|
Коммуникативная цель
| Классификация и обобщение фактов и явлений
Доказательство выдвинутых положений
Выведение законов и закономерностей
Сохранение информации о научных достижениях
|
Стилеобразующие
признаки
| Объективность и точность
Обезличенность информации
Логичность, аргументированность
|
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ
ЯЗЫКОВЫЕ
СРЕДСТВА
| ▪Научная терминология (общенаучная и узкоспециальная), в том числе составные наименования типа двигатель внутреннего сгорания
▪Абстрактная лексика и суффиксы, передающие это абстрактное значение
типа -изм-, -аж-, -ист-, ость и т. д.
▪ Интернациональные корни типа авто-, био-, гидро- и т.д.;
▪ Заимствованные приставки (транснациональный, дезинтеграция и т.п.)
▪Преобладание существительных над глаголами
▪Наиболее употребительны существительные среднего рода
▪Форма ед. числа существительного имеет собирательное значение
▪Не используются личные местоимения Я и ТЫ, только МЫ
▪Глагольная форма настоящего времени, как правило, имеет вневременное
(абстрактное) значение
▪ Глаголы с ослабленным лексическим значением (является, служит и др.)
▪Качественные прилагательные чаще употребляются в краткой форме
▪Слова и предложения с разнообразными модальными значениями
▪ Характерен прямой порядок слов в предложении
▪Страдательные (пассивные) конструкции типа В работе рассматриваются.
▪Однородные члены предложения с обобщающими словами
▪Вводные слова ивыражения, подчёркивающие логику изложения или
указывающие на источник сообщения: следует отметить, следовательно.
▪Преобладают сложные предложения разных типов,
▪ Словесно выражены условно-следственные и причинно-следственные отношения
▪Типичными способами выражения точки зрения являются цитаты,сноски
▪Абзацное членение используется как важное средство логического членения текста
|
| Форма бытования
| Преимущественно письменная
|
| | | |