Школа Франца Боаса в Америке. Этнопсихологическое направление в американской этнологии

Идеи Франца Боаса (Frenz Boas, 1858 — 1942) на десятилетия вперед определили основные теоретические постулаты не только психологической антропологии, но и ряда других направлений культурной антропологии. Боаса называют архитектором современной этнологии. Отправной точкой для развития теоретической мысли Франца Боаса послужил научный скептицизм по отношению ко всем принятым в его время теориям и методам изучения человека. Фактически, Боас предложил создавать этнологию абсолютно заново как бы на пустом месте, провозгласив, что все прежние этнологические школы имели ложные посылки и приводили к ложным выводам. Его идея состояла в том, чтобы заново накапливать этнографические данные (причем к качеству и доказательности материалов полевых исследований Боас предъявлял требования, значительного превышавшие те, что были приняты до него), а затем заново делать обобщения, постепенно вырабатывая новые методы и новые концепции. Боас утверждал, что каждая культура имеет свой собственный уникальный путь развития, хотя и следует отвергнуть тот решительный культурный релятивизм — рассмотрение каждой отдельной культуры вне ее исторического контекста — который был присущ Боасу и большинству этнологов первой трети нашего столетия. Современная этнопсихология полагает, что история развития и изменения различных культур поддается научному исследованию, а не покрыта “завесой тайны”, но принимает идею Боаса о том, что культуру следует изучать как целостную систему, все компоненты которой определенным образом связаны между собой. С точки зрения этнопсихологии культурные заимствования возможны, но осуществляются они не механически. Заимствуемые элементы встраиваются в новый сложный культурный контекст, хотя идея об их обязательном переосмыслении в рамках новой культуры (характерная для психологической антропологии), ставится под вопрос. Этнопсихология ставит перед собой задачу объяснить, при каких условиях, и по какому механизму происходят заимствования элементов иных культур, когда оно сопряжено со значительным переосмыслением элементов культуры, а когда сохраняется их исходный смысл. Следует отметить и утверждение Боаса о том, что культурные модели имеют динамическую силу, то есть провоцирую людей к деятельности и взаимодействию. Это одно из центральных положений современной этнопсихологии.

Самой влиятельной школой в США стала "этнопсихологическая" школа, возглавляемая одно время Абрамом Кардинером. Ее наиболее известные представители - Ральф Линтон, Эдуард Сэпир, Рут Бенедикт, Кора Дю Буа, Ирвинг Халлоуэлл. сторонники этнопсихологической школы выступили с тезисом, что "культура" есть не более как абстракция, даже скорее фикция научного исследования. Подлинной же и первичной реальностью является индивид, личность, а потому с изучения личности, индивида и следует начинать исследование культуры каждого народа. Основные тезисы этнопсихологической школы. Главные идеи, обосновываемые Кардинером и его единомышленниками в этих работах, таковы- На ребенка с первых дней его появления на свет воздействует внешняя среда и прежде всего конкретные способы ухода за младенцами в каждом данном обществе: способы кормления, ношения, укладывания, позже - обучение ходьбе, речи, чистоплотности и пр. Эти впечатления раннего детства налагают свой отпечаток на личность человека на всю жизнь …Так как в среде каждого народа способы ухода за ребенком приблизительно одинаковы (но между разными народами имеются в этом отношении различия), то "члены каждого данного общества" имеют "многие элементы личности общими (will have many elements of personality in common"), но зато "нормы личности в разных обществах различаются между собой". Отсюда происходит понятие, которое стало краеугольным камнем для всей этнопсихологической школы, - понятие "основная личность" (basic personality, basic personality type)…. Впервые оно было предложено Кардинером в 1939 г. в его названной выше книге, хотя оно, как выражались адепты новой школы, и раньше "носилось в воздухе"… Вот эта-то "основная личность", т. е. некий средний психологический тип, преобладающий в каждом данном обществе, и составляет будто бы базу этого общества, базу его культуры. По мнению этнопсихологов, вполне законно "переносить" данные психологического изучения "личности" на "общество в целом"… Итак, произошел существенный сдвиг в направлении исследований американских этнографов: центр тяжести был перенесен с изучения собственно культуры народа на изучение ее психологических особенностей, а корни и причины этих особенностей стали искать в различиях индивидуальной психологии человека, в свою очередь порождаемых различиями в "раннем опыте" человека, т. е. различиями в приемах ухода за детьми.

Апеллируя к психологии, сторонники новой школы пытались найти в ней ту закономерность, которую тщетно искали, а потом просто отрицали этнографы школы Боаса. Но какая же именно психология должна была дать этнографу руководящую нить к нахождению закономерности в области человеческой культуры? Глава нового направления Кардинер считал, что ни "классическая" психология (Вундт и др.), ни "бихевиористское" направление (Уотсон и др.), ни "рефлексология" Павлова, ни немецкая "гештальтпсихология" (Вертхеймер и др.) не годятся для этой цели. Единственная психологическая школа, могущая оплодотворить этнографические исследования, - это психоаналитическая школа Фрейда.


33 Хозяйство и материальная культура австралийцев
Охота для австралийцев - не только работа, но и развлечение. Охотиться австралийцы учились с детства, а используемыми орудиями были копье и бумеранг, который применялся в основном против птиц. Потребляют в пищу австралийцы все, что можно. Основной тип охоты для австралийца - коллективная, в т.ч. загонная, которая могла непрерывно длиться до трех суток. Австралийцы прекрасно лазят по деревьям, хотя их способ перемещения несколько иной - они как бы "идут" по деревьям.Австралийцы никогда не потребляли пищу в сыром виде. Варка в воде им была незнакома, поэтому в основном они жарили еду на углях, раскаленных камнях или в горячей золе или песке.Главными добытчиками были женщины, которые занимались собирательством. Собирали все, что можно было употреблять в пищу. Что примечательно, в Австралии дико растут многие виды растений, которые в других местах нужно культивировать. Также в Австралии растут деревья бунья, которые плодоносят большим количеством питательных орехов. Поэтому в период плодонесения аборигены фактически освобождались от необходимости добывать пищу другим способом, в следствие чего именно на это время приходились основные племенные ритуалы и сборища. Женщины и дети также охотились на мелких животных - мышей, гусениц, улиток и т.п. ИХ также не употребляли сырыми, а подвергали термической обработке. Пили австралийцы в основном воду. Они большие искусники в поиске воды и выживают там, где европейцы умерли бы от жажды. Из воды готовились различные напитки - добавляли мед, различные сахаристые растения, бросали в воду цветы.Из плодов пандануса приготовлялся напиток, по свойствам схожий с алкогольным. Из питчери, травы, по свойствам напоминающей табак, ее стебель и листьев, собираемых после периода дождей, высушиваемых, смешиваемых с пеплом сожженной акации, заворачиваемых в листья, делались аналоги сигар. Иначе смесь жевали. Единственное относительно домашнее животное в Австралии - собака Динго. Отношения австралийцев с Динго удивительны - с одной стороны они их очень любили, но с другой стороны кормили их очень изредка.Традиционный вид австралийского оружия есть бумеранг. В большинстве своем бумеранги в Австралии применялись невозвращающиеся, а возвращающиеся использовались на соревнованиях. Невозвращающиеся бумеранги могли поражать цель на расстоянии до 250 метров.В Австралии, за исключением полуострова Йорк лук и стрелы не были известны, а на Йорке их заимствовали от папуасов. Самый простой вид жилья - естественные укрытия. Также австралийцы жили в дуплах больших деревьев, создавали ветровые заслоны, шалаши. В целом, у австралийцев минимум жилья, необходимого для выживания. Наиболее редкий тип жилья для Австралии есть свайные постройки, что на четырех столбах, на настиле из коры, строился второй этаж, также из коры.Австралийцы обычно кочевали небольшими группами по несколько семей и меняли место стоянки с исчерпанием пищевых ресурсов. Однако в период плодонесения бунья образовывалось концентрированное и организованное стойбище. Перекочевки проходили крайне организовано и только в рамках территории племени. Проникновение же на территорию других племен строго осуждалось обычаем. В ходе перекочевок мужчины обычно несли с собой только оружие, охотясь в течение дня и вечером принося на стоянку добычу. Женщины кочевали с детьми, запасом воды и имуществом. Дети, способные перемещаться самостоятельно, помогали в переноске имущества; грудников несли на руках. По пути они занимались собирательством. Достигая места стоянки они ставили шалаши, собирали горючее и ждали мужчин.Одежды до прихода белых австралийцы фактически не знали. Только в юго-восточной части материка встречались плащи, шитые из шкуры опоссума. Для защиты от холода одежда не применялась. От холода могли защищаться, натираясь жиром. Использовались набедренные повязки и фартуки из кожи или травы. Украшения у австралийцев обильны и разнообразны - это головные повязки,это втулки, которыми протыкались уши и нос, это окрашивание тела. Украшения не служили украшениями в том смысле, который мы вкладываем в его смысл


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: