Цели и задачи: рассмотреть феномен дворцовых переворотов в России, сравнить это явление с предшествующей Смутой, выявить причины и последствия этих событий; студенты должны иметь представление о содержании просвещенного абсолютизма в Европе, его проявлении в России, отмечать причины, препятствующие развитию идей просвещенного абсолютизма в России.
Основные понятия: дворцовые перевороты, фаворитизм, кондиции, гвардия
План занятия:
1. Феномен дворцовых переворотов (основные черты, хронология, последствия)
2. Личность в истории – Екатерина Великая
3. Политика просвещенного абсолютизма
· Понятие просвещенного абсолютизма, проявление на Западе
· Просвещенный абсолютизм в России: в теории и на практике
· Социально-политическое развитие России
4. Основные направления внешней политики
Доклады:
1. Личность в истории – Екатерина Великая
2. «Наука побеждать». Гений А.В. Суворова
3. Е.Р. Дашкова
Основная литература:
1. Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года
|
|
2. Сахаров А. Н. История России с начала 18 в. до конца 19 в.
3. Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2005.
Дополнительная литература:
1. Ключевский В.О Курс русской истории
2. Соловьев С. М. История России с древнейших времён, М
3. Павленко Н. И. Екатерина Великая
Источники:
1. Записки Екатерины II
2. Наказ Екатерины II
3. Переписка с европейскими просветителями
4. Сочинения Е. Дашковой
5. Наука побеждать
Вопросы и задания:
1. Перечислите основные причины начала дворцовых переворотов.
2. XVIII век иногда называют веком правления женщин. Укажите всех женщин на российском престоле в хронологической последовательности. Почему после дворцовых переворотов женщины больше не занимали российский престол?
3. Что общее и различное в явлениях: Смута, Дворцовые перевороты?
4. Как могли бы изменить политический строй России «кондиции»?
5. Назовите не менее 5 фаворитов эпохи
6. Кто из историков впервые ввел в научный оборот термин «дворцовые перевороты»?
7. Дайте краткую справку о том, кем были эти люди:
Б.Х. Миних
Н.И. Новиков
Н.И. Панин
И.И. Бецкой
Д. Дидро
Е.Р. Дашкова
8. Какое событие Фридрих II так прокомментировал: «Он позволил себя свергнуть как ребёнок, которого отсылают спать».
9. Укажите настоящее имя Екатерины II и ее происхождение
10. Какую роль Екатерина II отводила Уложенной комиссии? И почему она вскоре была закрыта?
11. Перечислите, какие проекты, составленные при Екатерине II, были в духе просвещенного абсолютизма?
12. Отметьте главный итог следующих принятых указов. Подчеркните, какой из указов отражал идеи просвещенного абсолютизма и в чем?
13. В чем состояла основная цель панинского проекта?
14. Кого из отечественных деятелей времен Екатерины II относят к просветителям и почему?
15. Сравните выступления С. Разина и Е. Пугачева