Структура и функции психики

Психическое имеет двоякую форму существования: 1) Объективная (первичная) - выражается в жизни и деятельности. 2) Субъективная (вторичная) - это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом себе. Основными функциями психики являются отражение и регулирование Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения.

Виды отражения: физическое, химическое, биологическое, психическое

Свойство отражения: активность, идеальность, субъективность

Ломов Б. Ф.: "Единство психики как системы выражается в общей ее функции: являясь субъективным отражением объективной действительности, она выполняет функцию регуляции поведения".

Тесная взаимосвязь указанных функций обеспечивает целостность психики в норме, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни. Эти же функции обеспечивают и непрерывное взаимодействие, взаимосвязь, интеграцию человека с окружающей средой. Человек – активная система, и в окружающем его мире также много активных объектов. Поэтому следует различать активное и реактивное отражение, активное и реактивное регулирование.

4/ Возникновение и развитие психики в филогенезе. Психика-высшая форма отражения субъектом действительности и форма регуляции взаимодействия с этой действительностью.Свойства психического отражения: идеальность(как противоположность материальному), субъективность(принадлежность активному субъекту), активность. Этапы развития психики в филогенезе (эволюционное развитие жизни на земле) онтогенез(от зачатия до смерти).Развитие психики в филогенезе – качественное изменение психики, происходящее в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с внешней средой.

Леонтьев:

1 уровень – элементарной чувствит (сенсорный)- уровень псих отражения

2 уровень – предметного восприятия(перцептивный)

3 уровень – простейшего интеллектуального поведения

4 уровень - сознательного поведения(присущ только человеку)

. Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Животное - раб непосредственно воспринимаемой ситуации. Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией. Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, способность человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Человек способен отражать не только непосредственные воздействия среды, но и те, которые его ожидают. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости - сознательно. Это первое существенное отличие психики человека от психики животного. Второе - способности создавать и сохранять орудия. Животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно - в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата.В отличии от животного человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Человек живет в мире относительно постоянных вещей. Человек пользуется орудием сообща с другими людьми, он заимствует опыт использования орудия у одних и передает его другим людям. Третья - передача общественного опыта.. Если на протяжении развития животного мира развитие психики шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам общественно-исторического развития. человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей.

5/Сознание человека в психологии — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, представление, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.Состоит из сознательного и бессознательного.В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания: 1.Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память).На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.2.Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»).Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.3.Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).4.Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).5.Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).6.Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).Сознание человека обладает рядом свойств, благодаря которым отражение человеком окружающего мира носит субъективный характер: активность, избирательный характер, обобщенность и отвлеченность, целостность, константность, динамичность, искаженность, индивидуальный характер, способность к рефлексии.

6. Категория деятельности в психологии. Деятельность- целенаправленная активность,направленная на преобразование действительности или самого себя.Леонтьев разработал психологическую структуру деятельности, выделив 4 уровня:уровень отдельных деятельностей, уровень отдельных действий, уровень операций, уровень психофизиологических функций.Каждая деятельность порождается потребностью.Потребность-состояние объективной нужды чего-либо.Действие-процесс, направленный на реализацию цели, действие является основной структурной единицей деятельности.действие содержит 2 составляющие(акт сознания и акт поведения). Операция-конкретный способ выполнения действий.Операция появляется из действий в процессе освоения деятельности.Самый низкий уровень деятельности-психофизиологические функции(физиологические процессы, обеспечивающие психические процессы). Исходя из психологической классификации, деятельность имеет внешнюю и внутреннюю форму(но разделение условно). Виды деятельности: труд( деятельность направленная на создание общественно-полезного продукта в материальной или идеальной форме), учение (деятельность, направленная на овладение знаниями, учениями и навыками, необходимыми для дальнейшей трудовой деятельности), игра (первый вид деятельности, который появляется в онтогенезе). Ведущая деятельность -деятельность, которая на данном возрастном этапе играет основную роль и определяет наибольшие успехи в развитии.Леонтьев выделяет 3 признака ведущей деятельности:1. Возникают и дифференцируются новые виды деятельности.2. В ведущей деятельности изменяется личность.3. Перестраиваются психические процессы (внимание, память, мышление).

.

7/Действие - это элемент деятельности, определяемый простейшей целью, не раздожимой на более простые. Хотя действия могут быть не только двигательные, но и умственные (мыслительные, мнестические),

Важнейшим внешним проявлением отражения человеком окружающей его реальности являются его двигательные реакции. Именно посредством движений, действий осуществляется воздействие человека на предметы и явления материального мира как активный процесс взаимодействия с ним.

Следует выделять инстинктивные и приобретенные движения. Инстинктивные движения - это единственная форма непроизвольных моторных актов, тогда как все другие действия относятся к произвольным, даже если они в дальнейшем и автоматизировались (например, ходьба, письмо, завязывание узлов и др.).

С течением времени действия становятся все более и более сознательными. Это уже настоящие волевые действия, хотя в ранней стадии их становления отдельные этапы волевого акта выражены и неодинаково. Чаще в это время можно проследить лишь "побуждение - принятие решения - выполнение решения", ибо в этой стадии развития ребенку почти не приходится принимать специальных волевых усилий для преодоления препятствий.

По мере накопления некоторого опыта, появления новых запросов и интересов, новых потребностей волевые действия усложняются. С большей четкостью теперь выступают отдельные основные этапы волевого процесса, включая борьбу мотивов, выбор средств, рассмотрение плана действий и т.д. Усложняющиеся условия существования организма требуют постоянного адекватного реагирования, что выражается то в задержке движений, то в их усилении, замене одних движений другими и т.п.

волевые действия, разделяют их на сложные и простые.

Сложное волевое действие - наиболее совершенная форма деятельности человека, требующая очень большого участия в нем мышления и внимания.

Простое волевое действие отличается от сложного тем, что оно требует не специального осмысления, но постоянного внимания при его выпал-нении, ибо образовалось оно в силу частого повторения сложного, т.е. в свое время достаточно обдуманного и прошедшего все этапы волевого акта. Простое волевое действие по своей структуре ничем не отличается от сложного - его "прародителя", ибо уход "из сферы сознания" не означает "уход из коры".

формируются навыки и умения. Навыки могут быть (учебные, производственные, спортивные и т.д.) двигательными, сенсорными, умственными; они могут сочетаться между собой. Навыки облегчают деятельность, но могут сделать ее шаблонной, поэтому они должны быть гибкими. Формирование навыка проходит три этапа: аналитический, синтетический и автоматизации. В одних случаях навыки могут способствовать образованию новых (перенос навыка), в других - тормозить их развитие (интерференция навыков). При снижении деятельности и тем более при ее прекращении происходит деавтоматизация навыка. При эмоциональном возбуждении может отмечаться временная деав-томатизация навыка. Поэтому небезразлично, например, в каком эмоциональном состоянии оперирует хирург. Умениями называются элементы деятельности, которые позволяют делать что-либо с высоким качеством. Умения включают автоматически выполняемые части (навыки), но в целом являются частью деятельности, контролируемой сознанием (во всяком случае - в конечной цели и в основных промежуточных пунктах).

Действия и поступки, которые совершаются автоматически, могут стать привычными. Привычки фиксируют потребность делать что-либо определенным образом. Привычки могут быть нравственными, трудовыми, умственными, культурного поведения, санитарно-гигиеническими и т.д. Физиологической основой привычки являются сформировавшиеся функционально-динамические системы.

8/Способности — индивидуально-психологические особенности личности, которые выражают ее готовность к овладению определенными видами деятельности и их успешному осуществлению.

Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств, движения, составляющих природную основу способностей.

Уровни развития способностей:

репродуктивные и творческие способности (воспроизведение прошлого опыта и высокая степень участи личности в деятельности)

талант (высокий уровень развития специальных способностей)

гениальность (развитие выдающихся способностей в нескольких областях)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: