Лекция 4. Понятие психики

1.1. Структура и функции психики

1.2. Развитие психики в филогенезе

1.3. Психика и организм

1.1. Структура и функции психики

1.1. Структура и функции психики

Традиционно дают определение понятию психики – как свойства живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях.

Ее основными функциями являются: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

1.2. Развитие психики в филогенезе

Существуют разные подходы в понимании того, кому присуща психика:

1) антропопсихизм (Декарт) – психика присуща только человеку,

2) панпсихизм (французские материалисты) – всеобщая одухотворенность природы, когда всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе),

3) биопсихизм – психика – это свойство живой природы (присуще и растениям),

4) нейропсихизм (Ч. Дарвин) – психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему,

5) мозгопсихизм (К. К. Платонов) – психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе, у насекомых психики нет, так как у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга),

6) критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности (А. Н. Леонтьев) – способности реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (звук, запах и т.д.), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность и т.д.) благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы, т.е. закономерную связь внешнего или внутреннего раздражителя с той или иной деятельностью через посредство нервной системы.

Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.

Самые простые формы поведения появились вместе с первыми одноклеточными существами - это таксисы, которые проявляются в общей механической реакции организма на тот или иной источник раздражения.

С развитием нервной системы появились рефлексы, определяемые как более специфичные и точные реакции на раздражение тех или иных рецепторов или органов чувств. Инстинктивное поведение гораздо сложнее и специфично для каждого данного вида, структура и цели каждой его формы закреплены генетически. Инстинкты – это врожденные, неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей определенного вида, это врожденная последовательность, алгоритм реакций в ответ на строго определенные раздражители. То или иное инстинктивное поведение может проявиться только в том случае, если связанный с ним врожденный пусковой механизм определяет, что для этого создались адекватные внутренние и внешние условия.

Импринтинг – особое явление, присущее некоторым видам животных, неизгладимое впечатление первой встреченной информации после рождения. В результате импринтинга у детенышей (птенцов) с первых часов жизни возникает глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, с которым они встречаются. С развитием способности к научению, животные получают возможность изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств и адаптироваться таким образом к изменяющейся среде.

Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности, которая имеет продуктивный характер. Труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте, т.е. происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная и духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического развития (филогенеза) человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в «высшие психические функции» - специфически человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

1.3. Психика и организм

Организм существует только в природной среде, в процессе систематического обмена продуктами с природной средой и присутствует глубинная связь нашего органического существования с природой. Функция психики, соответственно, и состоит в отображении, удержании, воспроизведении и развитии этого единства всех существенных сил природы.

Тот факт, что наше тело и психика включены во всеобщую связанность мировых процессов и как-то удерживают в себе природу вообще как целое, предполагает существенное непосредственное влияние этого целого на нашу психику, влияния природных ритмов на наш организм и наши психические состояния.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: