Неготовность к восприятию, вероятно, в наибольшей степени обусловлена теми причинами, которые связаны с человеческими желаниями и опасениями. Я имею в виду искаженные ожидания того рода, которые возникают, когда желательность или нежелательность тех или иных событий влияет на усвоение вероятностей их наступления. Упомянутые выше эксперименты Маркса1 и Ирвина1 служат упрощенными примерами того, как желательность некоторого результата повышает оценку вероятности его получения. В этой сфере действуют и иные, более постоянные личностные тенденции. Хорошо известно, что одни люди более склонны ожидать, а потому и быстрее воспринимать наименее желательные из ожидаемых явлений, другие же, напротив, — наиболее желательные. Это, несомненно, определенные виды приобретенной установки по отношению к весьма вероятным событиям, даже если она поддерживается особенностями темперамента. Как происходит такое научение и почему его результаты столь трудно поддаются корректирующему влиянию среды, не вполне ясно. Со временем становится все яснее лишь то, что, прежде чем мы уйми, как •ошикает адекватная я неадекватная готовность I восприятию, вам необходимо гораздо лучше понять, каким образом организмы усваивают вероятностную структуру окружающей среды. Этот тезис был сформулирован Вруксвиком уже несколько лет аамд1,1 с тех пор нм руководствовались многие последователи проблемы вероятностного научения: Буш ■ Мостеллер; Врунер. Гуднау я Остин; Эстес; Галажтер ■ Герстенхабер; Хойк я Хаймен; Эдварде я др.[16].
У. Найссер
[ПЕРЦЕПТИВНЫЙ ЦИКЛ. СХЕМЫ И ИХ ФУНКЦИИ]1