Творческое задание: Проанализируйте, каковы представления о мире и человеке в конфуцианстве

Восточная культура ориентирована на самопостижение, внутреннюю религиозность, а интуитивизм и иррационализм служат источником ее глубины и богатства. О степени культуры на Востоке судят по терпимости людей к другой культуре. В числе ведущих ценностей на Востоке неизменно считалось учение. Например, в Японии поиск новых знаний и навыков украшает и возвышает человека в любом возрасте и будущее человека зависит не столько от родства, столько от того, с кем столкнет его судьба в возрасте между 15 и 25 годами. В этом возрасте, считают японцы, каждый обретает учителя – покровителя как приемного отца в избранной сфере деятельности.

Мир культуры основан на природе, она присутствует в «снятом виде», т.к. действию законов природы человек придает новый смысл и направленность. В 19 веке немецкий философ Ф.В.Й. Шеллинг назвал мир, в котором живет человек, «второй природой» - результатом преобразования им природы. Как образно об этом сказал поэт прошлого века Н. Заболоцкий «Два мира есть у человека: один, который нас творил; другой, который мы от века творим по мере наших сил». Человек вносит в свои творения некую «человечность», т.е. что – то специфически человеческое, принципиально не могущее возникнуть без него. Культура – это не только мир человеческой деятельности, но и мир артефактов. Артефакты – воплощение культурной формы в конкретном материальном продукте, информационном сообщении или оценочном суждении. Например, в средние века Готический храм был воплощением сокровенной мечты средневекового человека о Божьем граде, символом небесного Иерусалима на земле. Архитектурная красота, таинственное мерцание витражей в сочетании с огнями свечей, роскошное скульптурное убранство, драгоценная утварь, декоративно оформленная, - все было направлено к поэтизации литургии, к внутреннему духовному очищению человека. В готике достигнуто максимальное единство архитектуры и скульптуры. Устремленность готики к небесам – это не только связь с Творцом, это также символ пробуждения человека, призыв к его духовному, нравственному пробуждению.

Важной вехой в развитии художественной культуры ХIVвека является «Троица» А. Рублева. До философского размышления о смысле жизни Андрей Рублев подымается в иконах Звенигородского чина. Икона – изображение Бога или святых, объект поклонения верующих, закрепилась в религиозном сознании православных как неотъемлемый культовый атрибут, ее часто трактуют как «умозрение в красках» - по определению отечественного богослова Е.Трубецкого. В «Троице» через церковный догмат художественными средствами выражена модель человека в ее нравственно – эстетической ориентации, здесь не просто закодирована система нравственных ценностей, а даны принципы гармонизации этой системы. Единство ипостасей – нравственных ценностей выражена в «Троице» Рублева через колорит, цветовой строй иконы.

Архитектурным выражением идеи суфизма (направление в исламской философии и культуры) является мавзолей Тадж – Махал близ Агры в Индии. Он выстроен по желанию Шах – Джахана в честь жены Махал в Индии во времена Великих Моголов. Этот мавзолей является символом любви, такой, какой ее представляли себе суфисты (мистическо – аскетическое течение в исламе). Любовь у них рассматривается как величайшая ценность.

В качестве вывода попытайтесь ответить на вопрос: почему религияявилась способомхранения и передачиобщечеловеческихценностей?

По мере секуляризации внедрение ценностей все больше брала на себя светская нормативная культура в ее сложившемся классическом виде.

Немецкий социолог, культуролог Макс Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма» показал, как формировались основные ценности западной культуры. Вебер пытался обосновать мысль, что европейский капитализм обязан своим происхождением протестантскому религиозно – этическому комплексу, обеспечившему воспитание таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость. На основании этого впоследствии были установлены следующие ценности западной культуры: идеал свободы, равенства и терпимости, уважение к частной собственности, индивидуализм, установка на автономность личности, динамизм, ориентация на новизну, рациональность. Индивидуализм и персональный успех в профессиональной сфере легли в основу американской культуры. Личный успех в русской культуре в отличие от американской – это стремление к достижению правды и справедливости, что часто ассоциировалось с «уравниловкой». Сегодня смысловое содержание этой ценности в российской культуре претерпело большие изменения.

Обсудите в студенческой группе такую актуальную проблему: как современная молодежь относится к личному успеху, какой смысл в это вкладывает. Какого человека сегодня можно назвать успешным?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: