Содержание курса

Тема 1. Введение

Вводное слово преподавателя о задачах изучения зарубежной литературы, периодизация ее развития.

Тема 2. Античная литература. Литература средних веков.

Античная литература и ее значение для европейской культуры последующих эпох. Литература Древней Греции: от гомеровского эпоса к лирике и драме. Происхождение драмы и роль театра в жизни древних греков. Особенности жанра трагедии. Эсхил и его роль в развитии трагедии.

Трагедии Софокла. Средневековые памятники народного героического эпоса и их связь с событиями истории.

Данте Алигьери – поэт переходной эпохи от средних веков к Возрождению. Данте и Беатриче. История создания.

Тема 3. Литература эпохи Возрождения.

Хронологические границы эпохи Возрождения. Термин «ренессанс». Антропоцентризм. Гуманизм и универсализм ренессанской культуры. Эстетика Возрождения. Принцип подражания природе. Расцвет живописи в эпоху Возрождения. Архитектура, скульптура и музыка ренессансной эпохи.

Ф. Петрарка – певец Лауры. Понятие о новелле.

Жизнь и творчество Дж. Боккаччо. «Декамерон» как выдающийся литературный памятник эпохи Возрождения.

М. де Сервантес Сааведра. Образ Дон Кихота как один из вечных образов мировой литературы.

Возрождение в Англии. Трагедии У. Шекспира. Сонеты У. Шекспира.

Тема 4. Литература 17 века. Проблема классицизма.

Особенности художественного сознания эпохи. Классицизм как общеевропейское явление. Теоретическое обоснование классицизма в «Поэтическом искусстве» Н. Буало (1674). Творчество П. Корнеля. Трагедия «Сид». Творчество Ж.-Б. Мольера. Пьеса «Скупой».

Тема 5. Литература 18 века. Эпоха Просвещения.

Обозрение Просвещения как целого комплекса общественных и художественных идей:

- взаимодействие в контексте эпохи рационалистических и сенсуалистских тенденций, «естественно-природных» и «культурных», «цивилизованных» начал, «рассудочного» и «чувственного»;

- влияние на столетие философии Локка, Спинозы, Лейбница, Беркли, Юма, Канта;

- стилевое своеобразие, сложное переплетение различных художественных систем: классицизма (драматургия Вольтера, М. Ж. Шенье, творчество художников Ж. Л. Давида, Ж. о. Д. Энгра), просветительского реализма (произведения Дидро, Бомарше, работы Ж. Б. Шардена), рококо (галантные повествования Мариво, Прево, живопись А. Ватто, Ф. Буше, Ж. О. Фрагонара), сентиментализма (романы С. Ричардсона, Ж. Ж. Руссо, Л. Стерна, поэзия Т. Грея, Дж. Томсона, Э. Юнга).

Литературная и общественная деятельность Вольтера. Творчество Ж. Ж. Руссо. Философский роман-трактат «Эмиль, или о воспитании» и его воздействие на педагогические концепции 18-19 веков.

Просвещение в Германии. Гете. Трагедия «Фауст». Шиллер. Драма «Вильгельм Телль».

Тема 6. Литература 19 века.

Романтизм в литературе 19 века. Значение термина. Социальные и философские предпосылки романтизма. Эстетические позиции романтиков. Облик романтического героя, его отношение к миру. Структура романтического текста. Взаимопроникновение жанров. Роль музыки и живописи в эстетике романтизма.

Европейский романтизм. Э. Т. А. Гофман. Романтизм Англии. Д. Байрон. Лирические романтические поэмы. В. Скотт. Исторический романтизм «Айвенго».

Европейский реализм. Бальзак «Человеческая комедия». Повесть «Гобсек».

Исторический роман. В. Гюго и его исторический роман «Собор Парижской Богоматери». «Человек, который смеется». Г. Флобер. Исторический роман «Саламбо».

Приключенческая и детективная литература: Э. А. По, А. Конан Дойл, Ж. Верн.

Тема 7. Литература конца 19 – начала 20 веков.

Переходная историко-литературная эпоха. Внутренняя противоречивость, диалогичность и синтетичность литературного процесса «рубежа веков». Творчество Э. Золя и его роман «Жерминаль. Своеобразие экспозиции новеллы Мопассана «Пышка», ее художественная функция. «Слепые» Метерлинка как образец «статичной» драмы. Пьеса «Дом, где разбиваются сердца» в контексте творчества Б. Шоу. Место Р. Л. Стивенсона в английской литературе рубежа веков. Эстетические взгляды О. Уайльда и их воплощение в романе «Портрет Дориана Грея». Новеллистика Томаса Манна. Основные темы и мотивы малой прозы Джека Лондона.

Тема 8. Литература 20 века.

Основные исторические события 20 века, определившие развитие литературы и содержание художественных произведений. Меняющаяся картина мира и ее влияние на идейно-творческие искания и художественные открытия писателей. Прогноз развития науки и достижения техники в научной фантастике. Антивоенная тема в литературе 20 века.

Г. Уэллс – мастер научной фантастики. Темы космических полетов, межпланетных войн, судьбы ученых в романах Уэллса. Произведения Р. Брэдбери, С. Лема.

Созвучие жизни и творчества А. де Сент-Экзюпери. Уроки сказки.

Э. Хемингуэй – классик американской литературы 20 века. Тема стоицизма и мужества, антивоенная и антифашистская темы в творчестве Хемингуэя.

Т. Драйзер («Американская трагедия»), У. Фолкнер («Дядя Вили», «Вот будет здорово»), А. Хэйли («Отель») - авторы «американской жизни». Рассказы М. Твена.

Немецкий реализм Б. Брехта («Мамаша Кураж и ее дети») и г. Белля («Глазами клоуна»).

Франц Кафка – австрийский писатель-философ и сатирик, близкий к экспрессионизму и экзистенциализму. Новеллы Кафки. «Превращение».

Тема 9-10. Обзор современной зарубежной литературы.

Современные тенденции в литературе разных стран. С. Моэм, Ф. Саган, Э.-Э. Шмитт и другие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: