Известным нам представителем дидактического и генеалогического эпоса является писатель VIII — VII вв. до н. э. Гесиод.
Дидактизм его сочинений был вызван потребностями времени. Это время — конец всей эпической эпохи, когда героические идеалы иссякали в своей яркой непосредственности и превращались в поучение, наставление, мораль. Перед нами здесь не бесклассовое родовое общество, где люди живут в единстве родоплеменных отношений, но уже классовое общество людей, друг другу чужих и объединенных (или разъединенных) по признаку того или иного отношения к производству. Старые героические доклассовые идеалы общины и племени, так возвеличенные Гомером, меркнут, перестают волновать и объединять людей. И когда люди задумываются о своих идеалах, то, пока еще не созрели новые идеалы городского — чисто торгово-промышленного и денежного типа — и не умерли старые — домашне - родственные, сознание людей превращает эти последние в мораль, в систему поучений и наставлений. Еще сохраняется мнение, что зародившееся классовое противоречие можно потушить или ослабить учением о правде, справедливости или разного рода увещеваниями. Таков именно Гесиод в своей поэме «Труды и дни». Поэт рассказывает о правилах жизни, основой которой является труд. С точки зрения Гесиода, жизнь людей на земле ухудшается. Пытается систематизировать человеческую жизнь. Даёт слушателям советы о том, как вести домашнее хозяйство, когда начинаются/заканчиваются земельные работы.
Итак, прогрессирующее разложение и расслоение общины приводило к дифференциации чисто классовой, к противоречию имущего и неимущего населения. Гесиод является певцом населения, разорившегося, а не нажившегося от распадения древней общины. В эту эпоху, когда денежное хозяйство проникало, «точно разъедающая кислота» (Энгельс, «Происхождение семьи», гл. V), в натуральное хозяйство, Гесиод оказался в лагере обиженных.
Отсюда то обилие мрачных красок, столь поражающее при переходе от гомеровской героики к нравоучениям Гесиода.
Гомер и Гесиод – 2 полюса в худ. взгляде на жизнь греков. Гомер аристократичен с точки зрения греческой архаики – воспевает царей и героев. Гесиод патриархален, выражает патриархальную крестьянскую точку зрения.