Билет №9. Греческий дидактический эпос: поэма Гесиода «Труды и дни». Гомер и Гесиод -два полюса в художественном взгляде на жизнь греков

Известным нам представителем ди­дактического и генеалогического эпоса является писатель VIII — VII вв. до н. э. Гесиод.

Дидактизм его сочинений был вызван потребностями времени. Это время — конец всей эпической эпохи, когда героические иде­алы иссякали в своей яркой непосредственности и превращались в поучение, наставление, мораль. Перед нами здесь не бесклассо­вое родовое общество, где люди живут в единстве родоплеменных отношений, но уже классовое общество людей, друг другу чужих и объединенных (или разъединенных) по признаку того или иного отношения к производству. Старые героические доклассовые идеалы общины и племени, так возвеличенные Гомером, меркнут, пере­стают волновать и объединять людей. И когда люди задумываются о своих идеалах, то, пока еще не созрели новые идеалы городско­го — чисто торгово-промышленного и денежного типа — и не умер­ли старые — домашне - родственные, сознание людей превращает эти последние в мораль, в систему поучений и наставлений. Еще сохраняется мнение, что зародившееся классовое противоречие можно потушить или ослабить учением о правде, справедливости или разного рода увещеваниями. Таков именно Гесиод в своей поэме «Труды и дни». Поэт рассказывает о правилах жизни, основой которой является труд. С точки зрения Гесиода, жизнь людей на земле ухудшается. Пытается систематизировать человеческую жизнь. Даёт слушателям советы о том, как вести домашнее хозяйство, когда начинаются/заканчиваются земельные работы.

Итак, прогрессирующее разложение и расслоение общины при­водило к дифференциации чисто классовой, к противоречию иму­щего и неимущего населения. Гесиод является певцом населения, разорившегося, а не нажившегося от распадения древней общины. В эту эпоху, когда денежное хозяйство проникало, «точно разъедающая кислота» (Энгельс, «Происхождение семьи», гл. V), в натуральное хозяйство, Гесиод оказался в лагере обиженных.

Отсюда то обилие мрачных красок, столь поражающее при пе­реходе от гомеровской героики к нравоучениям Гесиода.

Гомер и Гесиод – 2 полюса в худ. взгляде на жизнь греков. Гомер аристократичен с точки зрения греческой архаики – воспевает царей и героев. Гесиод патриархален, выражает патриархальную крестьянскую точку зрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: